Закономерности возникновения государства

Вопрос о происхождении государства является дискуссионным, ибо этнографическая и историческая наука дают всё новые знания о причинах и времени его возникновения. В различных теориях происхождения государства указываются различные причины: в теологической - божественная сила; в договорной - сила разума и сознания; в психологической - факторы психики человека; в органической - биологические факторы; в материалистической (марксистской) - социально-экономические; в теории насилия - военно-политические и т. д. Такой плюрализм мнений обусловлен следующим: «во-первых, на процесс происхождения государственности действительно влияли многие факторы (социально-экономические, военно-политические, природно-климатические, информационно-управленческие, нравственно-религиозные, национально-исторические, духовно-культурные и др.); во-вторых, мыслители, предлагавшие объяснение этому процессу, жили в разные исторические эпохи и, разумеется, использовали разный объём накопленных человечеством знаний; в-третьих, объясняя процесс возникновения государства, ученые брали чаще всего для иллюстрации своих идей регионы земли, в которых они сами проживали, игнорируя другие регионы; в-четвертых, зачастую мыслители, восхищенные достижениями других наук, пытались эти результаты применить к наукам общественным, и, в частности, основываясь на тех или иных достижениях, по-новому взглянуть на процесс происхождения государства, делая это подчас так увлеченно, что не замечали влияние на развитие общества других факторов; в-пятых, нельзя исключить и того, что на взгляды авторов теорий очень часто сильно влияли их философские и идеологические пристрастия».

Но как бы то ни было, возникновение государства любого типа подчиняется общей закономерности. Государственность приходит на смену родоплеменному строю, когда первобытное равенство и историческая первичная общественная форма собственности изживают себя и общество разделяется. Этому обществу были присущи общественная власть и социальные нормы, регулировавшие поведение людей, но при отсутствии власти обособленного и как бы стоящего над обществом особого аппарата для принудительного воздействия. Государство возникает как закономерный, объективно обусловленный результат естественного развития первобытного общества. Идет классообразование, которое принимает различные формы в зависимости от возникающего способа производства, от получающих господство форм собственности на землю - государственной или частной.

Государство может возникнуть только тогда, когда общество достигло определенного уровня экономического развития, который позволяет содержать государственный аппарат.

Государственный аппарат сформировался из аппарата управления первобытного общества. Поэтому власть неизбежно оказывалась в руках родоплеменной знати, из которой образовывались либо обособленная социальная группа, клан, чиновническо-бюрократическая структура, осуществлявшая эксплуатацию остального общества. Государство как таковое создавалось для выполнения определённых функций. Функции государства зависят от его целей и задач, но их классификация является общей независимо от формы государства (см. Приложение 1).

К основным причинам появления государства ученые относят следующие:

В большинстве случаев указанные выше причины действовали совокупно, в различных сочетаниях. При этом в разных условиях (исторических, социальных, географических, природных, демографических и иных) главными, решающими могли становиться различные из перечисленных причин.

Право формировалось одновременно и параллельно с государством (а в определенном смысле и раньше государства - существование мононорм в первобытнообщинном строе, которые регулировали все стороны жизни членов рода и племени), и оба они служили интересам тех, кто стоял у власти (см. Приложение 2). Их возникновение взаимосвязано и взаимозависимо. Каждый новый шаг в развитии государства приводил к дальнейшему развитию правовой системы, и наоборот. Невозможно существование как государства без права, так и права без государства. Именно органы государства становятся основными структурами, контролирующими выполнение правовых предписаний и реализующими в случае их нарушения соответствующие юридические санкции. Само же слово «санкция» в переводе с латинского означает «строжайшее постановление», «источник власти», «принудительная мера». Во всех значениях санкция рассматривается как нечто властное, исходящее от авторитета (государственного образования), стремление что-то вытеснить и запретить и, наоборот, что-то разрешить, поощрить. Общество, даже самое цивилизованное, не настолько высокоорганизованно, чтобы существовать без государства.

Государство и общество не тождественны. Их следует различать. Как мы уже выяснили, государство выделилось из общества на известной ступени его зрелости. Общество - мать государства, и соответственно государство - дитя общества, продукт общественного развития. Каково общество - таково и государство. Государство проявляет заботу об обществе или, напротив, паразитирует или даже сокрушает общественный организм.

По мере того как общество переходит в своём развитии от одной формации к другой, от низшей ступени к высшей, меняется и государство. Оно также становится более совершенным и цивилизованным.



20 августа 2010.   Комментарии: 0.    Размещено в Теория государства и права

Оставить комментарий или два

Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.



Рубрики

Страницы