Система принуждения социалистических государств

В начале XX века в мире появляется первое социалистическое государство - РСФСР, а впоследствии и СССР. После 2-ой Мировой войны в мире образуется так называемый социалистический лагерь, состоящий из стран, пошедших по пути социалистического развития. В общих чертах система принуждения всех этих стран была схожа, так как во главе этой системы стояли либо коммунистические, либо социал-демократические партии и существовала единая идеология, на основе которой создавались законы и протекала жизнь всего общества. По Ленину: «социалистическое государство- это государство диктатуры пролетариата, то есть определённого класса, который составляет власть». Такая диктатура включает в себя ориентацию власти на насилие, осуществляемое в различных формах (физическое, моральное, идеологическое, социальное и т. п.). Как отмечал С. Алексеев: «Каждый правовой режим есть всё же именно „режим“, и его понятие несёт в себе основные смысловые оттенки этого слова, в том числе и то, что правовой режим выражает степень жёсткости юридического регулирования, наличие известных ограничений и льгот, допустимый уровень активности субъектов, пределы их правовой самостоятельности». В продолжение этому высказыванию Алексеев замечает, что «запреты - это своего рода пассивные обязанности... Правовое наказание есть форма и мера юридического осуждения виновного, противоправного поведения, в результате которого субъект в чём-то обязательно ограничивается, чего-либо лишается».

Государства бывших социалистических стран признавались государствами высшего и исторически последнего типа. Идеи о подлинно демократическом, гуманном и справедливом обществе и государстве, по сути, так и оставались идеями. В той мере, в какой это виделось, они не были воплощены в жизнь. На деле это были, скорее всего, государства, отягощённые большими деформациями, переходные к социалистическому типу. Спустя время, это можно уже утверждать.

Система принуждения социалистических государств состояла из силовых структур (армия, правоохранительные органы, суды, комитеты госбезопасности и прочих) и партийных организаций различных уровней. Партия (в большинстве государств коммунистическая) руководила всеми процессами, происходящими в государстве, и ей были подконтрольны все существующие в обществе общественные и политические структуры. Ещё Ленин в своей работе о государстве писал, что «ни один важный политический или организационный вопрос не решается ни одним государственным учреждением без руководящих указаний ЦК партии». Так, даже в Конституции СССР 1936 года было закреплено руководящее положение коммунистической партии. Закон не запрещал существование других, кроме ВКП (б), политических партий, однако на деле помыслить о создании какой-то иной политической партии было невозможно. Партийные документы, особенно решения ЦК ВКП (б), становятся на практике нормативными актами, неотличимыми от законов. Такое положение сохранялось и впоследствии, вплоть до начала перестройки в СССР, до тех пор, пока существовала единая государственная идеология и партократия коммунистов с её номенклатурой.

Прослеживающийся догматизм в теории, волюнтаризм, субъективизм, постоянное забегание вперёд стали причинами многочисленных ошибок и деформаций в практической деятельности. В большинстве социалистических стран процветали лицемерие и ложь, порождающие общественную пассивность, равнодушие, упадок нравственности. На всех уровнях наблюдалось разложение партийно-государственного аппарата. Явная безнаказанность и своеволие партийных дельцов вызывали у народа чувство безысходности. За внешним благополучием назревал кризис всех сфер общества.

Можно отметить, что особенностью системы принуждения социалистических государств является то, что эта система, по большей, части отвечала политическим интересам, нежели интересам законности, она была подчинена строго централизованной партийной верхушке, которая противопоставляла себя государству и обществу. Ведь социалистический режим, по сути, оказался режимом тоталитарным. Яркий пример тому СССР. Вот уж где показала себя во «всей красе» действующая система принуждения. Вначале она боролась с контрреволюцией и саботажем, затем ликвидировала кулачество, после вела борьбу с «врагами народа», во время Великой Отечественной войны бросала все силы на сохранение обороноспособности страны (контролировалась введённая всеобщая трудовая повинность, усиленно велась работа контрразведки, проводились другие мероприятия, связанные с введением военного положения в стране). Во время войны была проведена серия акций по принудительному выселению некоторых народов с мест их постоянного проживания и упразднение автономий этих народов.

Следует также отметить, что хотя система принуждения социалистических стран и конкретно СССР была сильно идеологизирована, она не выполняла устрашающие функции. «Правовое регулирование, так же, как и любой другой управленческий процесс, осуществлялся с помощью двух основных информационных средств: правового стимулирования („пряник“) и правовых ограничений („кнут“), выступающих формой проявления двоичности юридической информации». То есть, действуя кнутом и пряником, власть добивалась желаемых результатов с наименьшими «потерями». Там, где переставало действовать убеждение и поощрение, вступало в действие принуждение. Принуждение вступало в действие, если нарушались какие-либо из перечисленных принципов:



19 ноября 2010.   Комментарии: 0.    Размещено в Теория государства и права

Оставить комментарий или два

Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.



Рубрики

Страницы