Проблемы состава преступлений, связанных с ДТП

Состав преступления, предусмотренного статьей 264 Уголовного кодекса Российской Федерации, сформулирован как материальный. Это означает, что ответственность за нарушение этой статьи наступает лишь при наступлении определенных последствий. Характер последствий используется законодателем в качестве критерия для выделения квалифицированных видов преступления, причем состав сформулирован таким образом, что исключает уголовную ответственность за причинение вреда виновником аварии себе или принадлежащему ему транспорту. В качестве вредных последствий преступления закон называет, различные виды телесных повреждений, гибель людей.

Физический вред, причиняемый при совершении рассматриваемого преступления, дифференцируются законодателем на тяжкий, средней тяжести вред здоровью, причинение смерти одному или нескольким лицам. Исследования показывают, что причинением вреда жизни и здоровью потерпевших сопровождаются около 88% автотранспортных преступлений. Вред здоровью средней тяжести фиксируется примерно в 22%, тяжкий в 10%, гибель одного человека в 12%, гибель нескольких лиц в 1% случаев. Определение степени тяжести телесных повреждений и правильная квалификация содеянного требуют обязательного проведения судебномедицинской экспертизы.

Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее наступление последствий предусмотренных несколькими частями статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации следует квалифицировать по той части статьи, которая предусматривает ответственность за наиболее тяжкие из наступивших последствий. По совокупности преступлений деяния с указанными различными последствиями должны квалифицироваться лишь в тех случаях, когда они совершены в разное время и наступившие последствия явились результатом нескольких взаимно не связанных нарушений правил эксплуатации транспортных средств и безопасности движения.

Обязательным признаком состава преступления является причинная связь между нарушением правил безопасности движения и эксплуатации механических транспортных средств и наступившими в результате этого последствиями.

Причинная связь по делам этой категории обладает довольно сложным характером, имеет ряд специфических особенностей. Специфика ее состоит в том, что в силу множественности факторов, и наличия опосредующих звеньев в развитии цепи причинности вредные последствия носят, как правило, ситуативный и во многом случайный характер и, кроме того, не всегда адекватны степени тяжести нарушения соответствующих правил. Как показывают специальные исследования, насчитывается свыше 250 различных факторов, порождающих дорожнотранспортные происшествия. Установление причинной связи по этой категории дел, с учетом отмеченных обстоятельств, представляет трудность для судебной практики. Изучение ее показывает, что при решении данного вопроса каждое третье решение по делам об автотранспортных преступлениях, посвящено анализу причинной связи.

Причинная связь должна устанавливаться между деянием в форме нарушения соответствующих правил и наступившими последствиями. Однако сам по себе факт нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств еще ни о чем не говорит. Нередко бывают такие ситуации, когда нарушение правил налицо, но оно не находится в причинной связи с результатом: последствие наступило в результате иных причин (неправомерного поведения других участников движения, непреодолимой силы природы, скрытых дефектов транспортных средств и т. п.).



20 января 2011.   Комментарии: 0.    Размещено в Уголовное право

Оставить комментарий или два

Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.



Рубрики

Страницы