Принуждение в феодальных государствах

Когда рабовладельческое общество вступило в полосу упадка и изжило себя, ему на смену пришло феодальное государство. Государства этого типа возникли в Европе в VI-IX вв. н. э., но и до сего дня в ряде стран существуют остатки феодальных отношений. Наиболее классический тип феодальных государств возник в Англии, Германии и Франции. Экономической основой феодального государства выступала собственность феодалов на землю и неполная собственность на крепостных крестьян. Феодальное государство было орудием диктатуры феодалов и привилегированных сословий, поэтому и система принуждения служила их интересам и выполняла функции подавления классовых противоречий.

Крестьяне имели мелкое единоличное хозяйство на земле феодала и должны были за пользование землей отдавать ему часть урожая и безвозмездно работать на него (оброк и барщина). С развитием феодального общества такая экономическая зависимость крестьян от феодалов нередко дополнялась и мерами государственного принуждения: крестьяне прикреплялись к земле и не могли покинуть своё хозяйство.

«Социальное неравенство закреплялось законом. Практически крестьяне никакого участия в управлении государством и не принимали. Государственная власть была открыто классовой и безраздельно принадлежала феодалам». Государство было орудием диктатуры господствующего класса и защищало его интересы. Общесоциальные функции также осуществлялись постольку, поскольку они отвечали интересам феодалов.

Господствующий класс феодалов в целом и каждая его часть в отдельности представляли собой более или менее замкнутые группы людей, наделённые закреплёнными законом привилегиями - правом собственности на землю, владением крепостными и монополией на право участия в управлении и суде. Отношения сюзеренитета - вассалитета создавали специфическую политическую иерархию внутри феодального государства. Сеньоры давали своим вассалам земли и гарантировали им свою защиту, вассалы были обязаны по отношению к своим сеньорам военной службой и некоторыми другими повинностями. Основное место в феодальном праве, особенно на ранних этапах, занимают нормы, регулирующие поземельные отношения, и нормы, обеспечивающие внеэкономическое принуждение.

По сравнению с рабовладельческим обществом феодальное государство представлено более широким спектром таких групп людей, которые отличались друг от друга объёмом закреплённых в законе прав и обязанностей. И естественно, что более обязанными были те, кто был более бесправен. В государственный аппарат феодального государства, а соответственно и в аппарат принуждения входили войско, отряды полиции и жандармерии, разведывательные органы, органы по сбору налогов,

Доминирующей формой феодального государства была монархия различных видов (раннефеодальная, вассально-сениориальная, сословно-представителъная и абсолютная), хотя существовала и республиканская форма правления в государствах-республиках (Венеция, Генуя, Новгород, Псков и др.). Соответственно система и аппарат принуждения были в руках монарха, вече и прочих держателей власти, которые выполняли функции подавления сопротивления крестьян и других эксплуатируемых групп населения. Так, говоря о монархии, в своей работе «Государь» 1513 года Н. Макиавелли писал о том, что «власть государя должна покоится на крепкой основе, иначе она рухнет. Основой же власти во всех государствах... служат хорошие законы и хорошее войско. Но хороший закон не бывает там, где нет хорошего войска, и, наоборот, где есть хорошее войско, там хороши и законы». Логично, что у Макиавелли опора законов (так же, как опора государственной власти) - армия, вооружённая сила.

Отношения между различными классами и слоями средневекового европейского общества были сложными и чреватыми социальными конфликтами. Однако в этом «разъединённом» обществе существовали крепкие связи внутри каждого социального слоя или класса. Такие общности ещё называли корпорациями. На основе корпоративизма складывались и особые, уникальные для той эпохи отношения власти и общества. Наиболее крупные общности (горожане, светские феодалы и духовные феодалы), которые противостояли государственной власти и добивались определенных прав - юридически закрепленных и подтвержденных центральной властью, - и образовывали сословия.

Интересно, что в средневековье в феодальном обществе появляются механизмы, призванные обязывать к определённым действиям и привилегированные сословия. Помимо обязательной уплаты налогов вышестоящему сюзерену и верховному сюзерену - королю, феодалы обязываются служить королю (участвовать в завоевательных походах, создавать дружины и охранять свои графства, герцогства и т. д., вводилась ответственность за измену своему сюзерену и т. п.). Появляются рыцарские суды чести. И хотя эти почетные обязанности принуждали феодалов к определённой деятельности с их стороны, система государственного принуждения в феодальном обществе, в целом, выполняла функции подавления сопротивления крестьян (крестьянские восстания, бунты) и других эксплуатируемых групп населения (горожан, которые жили в городах, находящихся на землях феодалов).

Пусть косвенно, но к системе принуждения феодального общества относится и церковь (религия). Церковные нормы оказывают огромное влияние на феодальное право, нередко превращаясь в нормы права. Характерной чертой этого времени права Европы был партикуляризм, то есть отсутствие единого права на всей территории государства и господство правовых систем, основанных на местных обычаях. Поэтому, как никогда церковь расширяет свои владения и укрепляет позиции. От имени бога ведутся «крестовые» походы, церковь освобождается от налогов, идёт насильственное насаждение христианства и всяческое его проповедование. Без участия церкви не обходится практически ни одно событие того времени, она присутствует во всех сферах жизни средневекового феодального общества. Церковь всецело влияет на души и умы людей, изменяя их сознание. Огромное значение имело таинство исповеди: оно заставляло человека оценивать свои собственные поступки и помыслы, приучало к самодисциплине и самоограничению.

Церковь призывала слепо верить во всё то, что она проповедовала. Так богослов-мистик XII века Бернар Клервоский писал: «Вера благочестивых верит, а не рассуждает». Для тех же, кто рассуждал и не внимал словам священников, существовала инквизиция - действенное оружие церкви, благодаря которому феодалы держали в повиновении своих вассалов. Церковь также, с разрешения светской власти, вводила цензуру на развитие ряда наук и на содержание книг.

Исходя из всего вышесказанного, видно, что главной целью системы принуждения феодального государства было создание условий для эксплуатации крестьянства и городского населения, которые и создавались при помощи методов устрашения и применения физической силы, насилия. При чём достижения этой цели жаждали как светская власть, так и теократия. И именно в феодальном государстве очень хорошо прослеживается влияние власти светской и власти духовной на развитие общества.



18 октября 2010.   Комментарии: 0.    Размещено в Теория государства и права

Оставить комментарий или два

Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.



Рубрики

Страницы