Принуждение как форма реализации, применения права и осуществления законности

Закон может быть отлично прописан на бумаге и со всех сторон хорош теоретически, но этого недостаточно. Очень важно в жизни, чтобы принятые законы работали практически и служили обществу, а не являлись бесполезным грузом для правовой системы. Для этого и существуют механизмы реализации и применения права в каждом конкретном случае или в ряде однородных случаев. Реализация и применение права, важнейшие из необходимых сторон жизни, ибо существование права без реального применения утрачивает свой социальный смысл. В свое время Ш.Л. Монтескье верно заметил: «Когда я собираюсь ехать в какую-либо страну, я не смотрю какие там законы; я смотрю на то, как они там реализуются».

По общему правилу основной формой реализации права считается применение правовых норм, содержащихся в законах и подзаконных нормативных актах. Значительная часть правоотношений может возникать, развиваться и прекращаться только на основании специального решения каких-либо компетентных органов и должностных лиц (увольнение работника, штраф за нарушение правил дорожного движения, вынесение решения суда и т. д.). Чаще всего такое решение выносится в форме официального документа.

Правоприменение - это форма реализации права, которая характеризуется тем, что:

Вообще правоприменение необходимо в тех случаях, когда:

1. субъекты не могут сами без помощи властных органов реализовать свои права и обязанности;

2. возникает потребность в государственном принуждении;

3. имеется спор по поводу юридического факта;

4. необходимо определить момент возникновения прав или факт прекращения обязанностей, например в случае утраты документов;

5. принимается решение о награждении заслуженных граждан;

6. необходимо принять государственное решение, имеющее правовую значимость, например, назначить день проведения выборов или референдума и т. д. Нас же интересуют первые два пункта, когда применение права нуждается в государственном принуждении. В трактовке доктора юридических наук, профессора А. В. Малько "Принуждать - значит склонять людей к определенной деятельности посредством силового давления (вопреки воли управляемых), ограничивая свободу их выбора. Принуждение может осуществляться в правовой сфере через такие юридические средства, как меры пресечения, приостановления пользования правами, наказания и т. д. ". Принуждение - это более жесткий метод воздействия права на субъектов. Особенности принуждения заключаются в том, что оно:

Особая процессуальная форма применения права закреплена Федеральным законом Об исполнительном производстве № 119-ФЗ. Закон определяет «условия и порядок принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее-судебные акты), а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передачи другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий». «Принудительное исполнение судебных актов и актов других органов в Российской Федерации возлагается на службу судебных приставов органов юстиции».

Право, как и положено, применяется во всех отраслях народного хозяйства и жизнедеятельности общества. Если субъект правоотношений добропорядочен и заботится не только о своем благе, он имеет понятие о том, что нормы права необходимо добровольно соблюдать и исполнять. А если же субъект незаконопослушен и нарушает права других субъектов общежития, к нему применяются меры принудительного характера. Так, например, в гражданском законодательстве имеют место такие факты принудительного воздействия, как:

В уголовном праве применяются меры государственного принуждения в случае серьезных нарушений законодательства, к таким мерам относятся:

В конституционном праве форма государственного воздействия состоит в том, что посредством её применения осуществляется принудительная ликвидация незаконно возникших правоотношений и восстановление нарушенного правопорядка. Государством используется широкий круг мер конституционно-правовой ответственности, но прежде всего в их число входят: отмена или приостановление действия актов государственных органов или их отдельных положений, противоречащих Конституции РФ или Федеральным конституционным законам.

В большинстве своем для восстановления законности применяются меры пресечения, относящиеся к юридической ответственности. «Юридическая ответственность - это и есть применение санкций, содержащих те неблагоприятные последствия, которые применяются к нарушителю». Они призваны восстановить нарушенное право, наказать, исправить виновного.

Законом предусматриваются и другие меры процессуального принуждения, направленные на обеспечение нормального производства по уголовным, административным, гражданским делам (личный досмотр, освидетельствование, принудительные обыски и пр.), которые в отличие от мер юридической ответственности применяются лишь в целях предупреждения правонарушения. Такие виды государственного принуждения не содержат в себе кары и цели наказания. Не характеризуются карой и принудительно профилактические меры (например, ограничение свободы передвижения в случае карантина); принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые к несовершеннолетним (недееспособным) лицам за совершение общественно опасных деяний (ст. 90, 91 УК РФ); принудительные меры медицинского характера, применяемые к душевнобольным нарушителям в целях их излечения, а также предупреждения совершения ими новых деяний (ст. 97-103 УК РФ); реквизиция (принудительное изъятие имущества у собственников в государственных или общественных интересах с выплатой его стоимости), применяемая в исключительных, экстренных ситуациях (в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер в соответствии со ст. 242 ГК РФ).

«Прямая задача применения права - восстановление справедливости и восторжествование законности и правопорядка». Собственно законность является принципом самого права, принципом правотворчества и особым режимом, при котором деятельность всех субъектов общества основывается на законе. «Торжество законности имеет большое значение в любом государстве, ведь это сложное социальное явление неразрывно связано с правом и его осуществлением в реальной жизни. Право без законности остается пустым звуком, как бы при этом оно не понималось - широко или узко».

Исходя из всего вышеизложенного, очень трудно не понять, что только целенаправленное применение права способствует соблюдению законности в государстве. Применение права и укрепление законности носят комплексный характер и связаны со многими явлениями и процессами социальной жизни. Чем успешней будет решена в контексте общей стабилизации обстановка в стране, тем быстрее в стране восторжествуют законность и правопорядок. Тогда, возможно действие системы государственного принуждения будет сведено к минимуму.



21 августа 2010.   Комментарии: 0.    Размещено в Теория государства и права

Оставить комментарий или два

Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.



Рубрики

Страницы