Государственное принуждение — проблема определения

«Государство - политическая форма организации общества, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры». «Принудительный (принудить) - осуществляемый насильно (заставить что-либо сделать)».

Тема государства и принуждения актуальна и в начале III-го тысячелетия так же, как была актуальна во времена образования первых государств, государств рабовладельческих и феодальных, государств буржуазных и социалистических. Не случайно этой теме посвящено большое количество научных трудов. В разные времена философы, мыслители и ученые разрабатывали данную тему. К их числу относятся Аристотель, Платон, Г. Гроций, Ж. Ж. Руссо, Г. В. Ф. Гегель, И. Кант, А. Н. Радищев, Н. М. Коркунов, Г. Ф. Шершеневич, Л. И. Петражицкий, П. Г. Виноградова, А. В. Кашанин, Т. В. Кашанина и многие другие теоретики.

Во все времена необходимым условием существования государства являлось подчинение населения законам того или иного государственного образования, а для этого была необходима система принуждения, которая и обеспечивала бы выполнение и соблюдение законов гражданами государства. Сама суть государства подразумевает наличие системы или аппарата принуждения, без которого могло бы воцариться безвластие и анархия, что неминуемо повлекло бы за собой гибель государства, как такового. Такова и природа человека, что он нуждается в периодическом принуждении к чему-либо. Ведь и воспитание, по сути, является принуждением делать «то» и не делать «этого».

Используя государственное принуждение, властвующий субъект навязывает свою волю подвластным. Так К. Маркс и Ф. Энгельс в «Манифесте Коммунистической партии» писали, обращаясь к классу буржуазии: «Ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса». Говоря по-другому, воля господствующего в экономике и политике класса навязывается как закон всему обществу. Этим государственная власть отличается от авторитета, который тоже подчиняет, но в государственном принуждении не нуждается.

Государственное принуждение бывает правовым и неправовым. Последнее может обернуться произволом государственных органов, ставящих личность в незащищенное положение. Такое принуждение имеет место в государствах с антидемократическими и реакционными режимами - тираническим, деспотическим или тоталитарным. Правовым признается государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных нормах, то есть в четких процедурах. Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принуждения поддается контролю и может быть обжаловано в независимом суде.

Уровень правового «насыщения» государственного принуждения обусловлен тем, в какой мере оно:

"- подчинено общим принципам данной правовой системы;

Чем выше уровень правовой организации государственного принуждения, тем он в большей мере выполняет функции позитивного фактора развития общества. В правовом и демократическом государстве государственное принуждение может быть только правовым.

Государственное принуждение и его применение целиком зависит от нравственно-идеологической основы власти и общества в целом. Если государство и властвующий субъект имеют высокий уровень развития, то и все системы такого государства высокоорганизованы, мобильны и гибки в своей деятельности.

Рассмотрим систему государственного принуждения и его развитие на примере развития человеческого общества со времен образования первых государств и до нашего времени.



12 ноября 2010.   Комментарии: 0.    Размещено в Теория государства и права

Оставить комментарий или два

Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.



Рубрики

Страницы