Warning: Declaration of Walker_Comment2::start_lvl(&$output, $depth, $args) should be compatible with Walker::start_lvl(&$output, $depth = 0, $args = Array) in /home/motleru1/spb5.ru/wp-content/themes/Interface/functions.php on line 218

Warning: Declaration of Walker_Comment2::end_lvl(&$output, $depth, $args) should be compatible with Walker::end_lvl(&$output, $depth = 0, $args = Array) in /home/motleru1/spb5.ru/wp-content/themes/Interface/functions.php on line 218

Warning: Declaration of Walker_Comment2::start_el(&$output, $comment, $depth, $args) should be compatible with Walker::start_el(&$output, $data_object, $depth = 0, $args = Array, $current_object_id = 0) in /home/motleru1/spb5.ru/wp-content/themes/Interface/functions.php on line 218

Warning: Declaration of Walker_Comment2::end_el(&$output, $comment, $depth, $args) should be compatible with Walker::end_el(&$output, $data_object, $depth = 0, $args = Array) in /home/motleru1/spb5.ru/wp-content/themes/Interface/functions.php on line 218
Государственные организации | Гражданский процесс: авторские статьи |  Гражданский процесс: авторские статьи

Государственные организации

К организациям вообще относятся государственные, общественные, частные организации и государство в целом. В отличие от индивидуальных субъектов правоотношения правоспособность и дееспособность организаций совпадает и возникает с момента регистрации, а прекращается ликвидацией организации как юридического лица.

Государственные организации создаются для выполнения разнообразных функций. Как субъектов права их можно подразделить на три группы:

1) органы государства, выполняющие функции управления и обладающие властными полномочиями. Чаще всего они выступают субъектами административных, земельных, уголовно-правовых, процессуальных правоотношений. Правовое положение органов государства характеризуется компетенцией, т. е. совокупностью прав и обязанностей, предусмотренных соответствующими нормативными актами;

2) учреждения, занимающиеся социально-культурной деятельностью, не связанной с властными полномочиями. Такие учрежденяя (школы, больницы, вузы, библиотеки, театры, музеи и т.д. ) состоят на бюджете государства, наделяются комплексом прав и обязанностей для выполнения своих функций;

3) предприятия, занимающиеся хозяйственной деятельностью, действующие на праве хозяйственного ведения (унитарные предприятия) или на праве оперативного управления (казенные предприятия). Государство несет субсидиарную ответственность по их обязательствам (п. 3 ст. 56 и п. 5 ст. 115 ГК РФ).

Государство наделяет качествами субъекта права свои органы и учреждения, которые, осуществляя государственные функции, вступают в различного рода правоотношения. Однако в некоторых случаях субъектом права выступает и непосредственно государство в целом:

Государственные организации выступают в гражданско-правовых отношениях в качестве юридических лиц, осуществляя функции, не связанные с властными полномочиями. В соответствии со ст. 48 ГК РФ «юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».

Правосубъектность юридического лица в отличие от правосубъектности лица физического является специальной. По своему содержанию она должна соответствовать целям и задачам деятельности данной организации, предприятия или учреждения, определенным в его уставе. Поскольку цели и задачи организаций, выступающих юридическими лицами, чрезвычайно разнообразны, то для них не может и не должно быть равной правосубъектности. Специальная правосубъектность означает, что ее объем и содержание у разных организаций существенно различаются.

В области публичного права органы государства выступают как самостоятельные субъекты права па осуществление полномочий по осуществлению властных функций государственной власти, управления и правосудия. Правовой статус государственного органа очерчивается его компетенцией. Только прямо указанные в законе полномочия (властные права и обязанности) составляют его правовой статус. Выход государственного органа за пределы своих полномочий, так же как и их неосуществление в подлежащих случаях, всегда являются неправомерными, незаконными действиями, хотя бы они и были вызваны возможностью принять иные меры.

Должностные лица органов управления, депутаты законодательных органов, судьи и судебные исполнители также наделяются законом определенным правовым статусом в рамках своей компетенции и обязаны действовать в его пределах.

В этих пределах решения и действия органов государства и должностных лиц обязательны для всех других субъектов права, которые должны выполнять предписания органа и должностного лица.

Государственные организации как субъекты права создаются для осуществления самых разнообразных целей и задач, поэтому и характер их правового положения различен.

Государственные органы (суд, прокуратура; органы управления: министерства, ведомства, их отделы и т.д. ) обладают властными функциями, их веления являются обязательными для других субъектов. Правовое положение государственных органов определяется их компетенцией, то есть совокупностью прав и обязанностей, предусмотренных соответствующим нормативным актом (положением, законом, уставом и т.д. ), которые необходимы для выполнения возложенных на государственный орган задач. Субъектом права является не только государственный орган в целом (например, министерство), но и его подразделения (отделы, управления министерства), отдельные должностные лица (министр, прокурор, следователь, судья и т.д. ).

Государственные организации как юридические, лица в отличие от государственных органов не обладают властными полномочиями, являются субъектами главным образом имущественных правоотношений (гражданских, финансовых, административно-имущественных). К юридическим лицам относятся государственные хозяйственные организации, находящиеся на хозрасчете (заводы, фабрики, комбинаты, фирмы, тресты. торговые организации и т.д. ), и государственные социально-культурные учреждения, состоящие на государственном бюджете и имеющие самостоятельную смету (институты, школы, больницы, театры и т.д. ).

Государственные организации и учреждения (парламент, правительство, суд, милиция, государственные предприятия, органы местной власти и другие), как правило, преследуют общие, публичные цели. Это обусловливает их большую стабильность, а также большую независимость от тех индивидуальных лиц, которые входят в состав юридического лица. Существование юридического лица, имеющего публично-правовой характер, не зависит от воли его членов. Правительство не может прекратить свое существование как орган исполнительной власти, даже если все члены кабинета министров уйдут в отставку.

Государственные учебные заведения не исчезают, если их руководитель уходит на пенсию; суд остается органом правосудия даже в том случае, если все его члены откажутся от своей должности. Вместо ушедшего в отставку кабинета министров будет сформирован новый кабинет; учебное заведение возглавит новый руководитель; суд пополнится новым составом судей - именно таким образом данные организации продолжают функционировать как юридические лица и субъекты правоотношений вообще.



19 февраля 2011.   Комментарии: 0.    Размещено в Теория государства и права

Оставить комментарий или два

Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.



Рубрики

Страницы