То, что государство и право оказывают взаимное влияние друг на друга, представляется бесспорным. Мы уже ни раз упоминали, что связь государства и права носит характер двусторонней зависимости: они не могут друг без друга существовать. В юридической науке вопрос о соотношении права и государства является наиболее дискуссионным, ученые выделяют различные методологические подходы в изучении этого направления. Выдающийся немецкий юрист ХIХ в. Р. Иеринг так охарактеризовал эту связь: «Кто желает точно определить отношение между правом и властью, тот должен и то и другое называть властью и различать их прилагательным пра(во) вая и непра(во) вая… Государство создает право и само же ему подчиняется».
С помощью права определяется место, роль, функции частей государственного механизма, их взаимодействие с другими органами и населением. Право создает юридические гарантии против возможной узурпации власти одной из её ветвей. Право легализует государственную деятельность, обеспечивает дозволенность охранительных и принудительных мер государства. На современном этапе очень важен такой тип взаимоотношений государства и права, когда право стоит над государством, выступая его ограничителем. Этот тип характерен для правовых демократических государств. Именно эта цель и стоит перед современным российским государством.
В ХХ в. в России сменилось пять Конституций. Для большинства демократических стран это слишком часто, ведь там конституция призвана определять стратегию развития государства на десятилетия, а то и на века. У нас же основной закон менялся тогда, когда руководителям государства необходим был новый инструмент борьбы со своими политическими противниками, то есть Конституция, которая служит основой для всех других законов государства, определялась преимущественно политическими интересами правящих кругов. В настоящее время все действующие в стране законы опираются на новую Конституцию, принятую в декабре 1993 года. Это первая российская Конституция, закрепляющая основы демократического общества и юридически нового российского государства. «Правотворчество основывается по большей части на интересах экономического и социального развития, а демократический стиль управления государства исходит из того, что человек по своей природе стремится к деятельности, способен к самоуправлению, самоконтролю и не избегает ответственности».
Государство - гарант Конституции, гарант соблюдения законности и применения права. Право пронизывает любую область деятельности, как отдельного индивида, так и общества в целом. Государство является непосредственным фактором создания правовых установлений и главной силой их осуществления. Государство опекает право, использует его потенциал для достижения целей государственной политики. Но следует оговориться, что право является в качестве инструмента государства настолько, насколько государство является инструментом по отношению к праву.
Государство воздействует на право в сфере правотворчества и правореализации. Право формируется при непременном участии государства, так как обе эти категории неотделимы друг от друга и взаимосвязаны. По-настоящему государство вмешивается в правообразовательный процесс лишь на определённых его стадиях. Отсюда роль государства в отношении образования права заключается в следующем:
Исторический опыт убедительно свидетельствует о том, что вне и помимо государства использование его ресурсов, осуществление правовых установлений было бы вообще невозможно. Активность государства - необходимое условие утверждения правовых начал в общественной жизни. Государство обязано проявлять эту активность, иначе оно не будет соответствовать своему предназначению.
Государство обеспечивает охрану права и господствующих правовых отношений. Государственное принуждение является постоянно существующей гарантией, которой подкрепляется право. За ним всегда стоят сила, авторитет государства. Уже сама угроза государственного принуждения охраняет право. Тем самым упрочивается правопорядок, создается режим наибольшего благоприятствования для конструктивных действий социальных субъектов. Государство способствует распространению права в социальном пространстве, оно обязывает участников общественных отношений действовать по праву, в соответствии с законом, исключать противоправные подходы в достижении общественно значимых результатов.
Без научно-обоснованных, продуманных решений в сферах правотворчества и правоприменения государство не в состоянии эффективно «распоряжаться» правом, добиваться политических, социальных, экономических целей. Нужны целенаправленные меры государства по реформированию правовых учреждений, обеспечению качества законотворчества, усилению результативности в борьбе с преступностью, произволом, способные качественно оздоровить правовую атмосферу, утвердить среду, благоприятную для действия права.
Научное обоснование - это несомненно хорошо, без него в современном обществе уже невозможно обойтись. Оно применяется везде, во всех отраслях жизнедеятельности. Смущает лишь одно, что российские реформы были сориентированы на западные общественные ценности, которые не совсем подходят для нашего общества. Но ведь за многовековую историю в России сложилось немало традиций, которые во многом определили развитие российской государственности. Традиции представляют собой социально-культурное и национальное наследие, сохраняющееся в обществе длительное время. С традициями неразрывно связан менталитет - исторически сложившийся устойчивый интеллектуальный и духовный образ народа. Традиции бывают разные, но нас развивают и продвигают традиции прогрессивные, которые не только связаны с прошлым, но и являются надежными ориентирами для настоящего и будущего. Поэтому различные перестройки, преобразования, реформы, проводимые без учета традиций и ментальности народа, малоперспективны.
В России наиболее важные отечественные традиции - общинность, соборность, державность (государственность), патриотизм, социальная справедливость, духовность. Традиционный идеал народов России - сильное централизованное государство, способное обеспечить необходимый порядок, целостность общества и защитить страну от любых посягательств. Для укрепления российской государственности необходимо вернуть государству, его органам доверие народа, чтобы народ и государство шли в одном направлении и существовали в полной гармонии. И ведь делать ничего сложного для этого не требуется, необходимо соблюдать лишь несколько общих правил:
1. никогда ни при каких обстоятельствах не обманывать свой народ;
2. приложить все усилия, чтобы слова, сказанные публично, а также данные обещания, были взвешены, продуманы, реально исполнимыми и не расходились с делом;
3. осуществлять государственную деятельность только законными методами и обеспечить действительное равенство всех членов общества перед законом, не взирая на статус и размер кошелька отдельных личностей;
4. восстановить социальную справедливость.
Сильное, активно функционирующее государство - важнейшее условие выхода из экономического кризиса и продолжения преобразований. Без него не утвердится социально-ориентированный рынок, не могут быть надежно защищены все формы собственности, не реализуют свои ценности демократия и самоуправление, не возродятся российская наука, культура, справедливость и нравственность. Только такое государство способно успешно вести борьбу с преступностью, обеспечить гражданам России безопасность и спокойствие. Прочное и могучее Российское государство - самый надежный и реальный гарант стабильности на всей территории страны.
Оставить комментарий или два