Во многих странах помимо судебной системы государства защиту прав граждан осуществляют институты гражданского общества, одним из которых является альтернативное разрешение споров. Как указывает Г.Севастьянов, ценность данного института состоит в том, что он разрешает возникающие споры и конфликты с учетом интересов сторон и социальной справедливости. Его использование не влечет для сторон негативных последствий, а позволяет сохранить доверительные отношения и продолжить деловое сотрудничество.
Один из методов альтернативного разрешения споров – третейское разбирательство, которое осуществляется третейскими судами. В научной литературе сложился единый подход к определению третейского суда. В подтверждение этого приведем точки зрения различных авторов.
М.С. Шакарян считает, что третейский суд – это суд, избранный по соглашению сторон для разрешения конкретного, уже возникшего спора гражданско-правового характера, с обязательством подчиниться решению этого суда.
М.К. Треушников дает следующее определение третейского суда: это суд, избранный по соглашению сторон для разрешения конкретного гражданско-правового спора с обязательством каждой из сторон подчиниться решению этого суда.
По мнению Т.А. Багыллы, третейский суд – это суд, созданный самими сторонами договора или другого спорного правоотношения для разрешения
возникшего между ними спора.
Если говорить о сущности третейского разбирательства и месте, которое занимает третейский суд в обществе, то этот вопрос вызывает дискуссии. В соответствии с п.1 ст.11 Гражданского кодекса РФ защита нарушенных или оспариваемых прав осуществляется в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, судом общей юрисдикции, арбитражным или третейским судом. Тем самым, как полагают В.А. Мусин, Н.А. Чечина и Д.М. Чечот, третейский суд отнесен законом к числу юрисдикционных органов, то есть органов, разрешающих споры юридического характера.
Иная точка зрения сводится к тому, что третейский суд – это скорее особый, самодеятельный орган, который объединяет с общественными организациями негосударственный характер., Но существенное отличие третейского разбирательства гражданских дел от других форм защиты субъективных гражданских прав общественными организациями состоит в том, что обе стороны доверяют разрешение спора и вынесение решения третьим лицам.
Сами третейские судьи иногда склонны рассматривать третейские суды как аналог государственного правосудия, о чем, в частности, свидетельствуют результаты опроса, проведенного Российским центром содействия третейскому разбирательству среди судей постоянно действующих третейских судов при региональных торгово-промышленных палатах. Согласно предложениям, поступившим из таких судов, для повышения эффективности их работы следует: расширить полномочия третейских судов по получению информации в государственных органах и у отдельных юридических лиц; разрешить третейским судам самостоятельно применять обеспечительные меры.
На наш взгляд, хотя третейские суды и не являются государственными судами, они относятся к юрисдикционным органам защиты гражданских прав. Согласно ст.31 и ст.45 ФЗ «О третейских судах в РФ» решения третейского суда имеют обязательный характер для сторон и при необходимости могут быть исполнены в принудительном порядке.
Наиболее распространенной является классификация третейских судов в зависимости от периода их деятельности: постоянно действующие третейские суды и суды «ad hoc», создаваемые для разрешения конкретного спора. Как правило, первые создаются управомоченными органами, а вторые – сторонами спорного правоотношения.