Во все времена правосудие считалось главным атрибутом государственной власти. Вместе с тем, история полна примеров того, как общество самостоятельно разрешало конфликты. Например, на Руси купцы отдавали спор на волю случая. В шляпу клали кусочки воска, один из которых был помечен. Кто, не глядя, вытаскивал помеченный кусочек, тот и выигрывал спор.
Современный уровень развития права позволяет преодолеть конфликтные ситуации в сфере предпринимательства иным способом: посредством третейского судопроизводства. И хотя во многих странах этот институт активно развивается, достаточно сложно дать однозначный ответ на вопрос о сущности третейского суда, его компетенции и взаимоотношениях с государственным судом.
Несмотря на то, что третейское разбирательство становится все более востребованным, этой теме посвящено не так много научных работ, а имеющиеся затрагивают лишь отдельные, достаточно узкие проблемы: применение термина «подсудность» в отношении третейского суда, принудительное исполнение решений этих судов.
Специфика правового регулирования деятельности третейских судов такова, что федеральное законодательство содержит лишь общие нормы, а специальные входят в регламенты конкретных судов. Именно поэтому мы рассмотрели порядок третейского разбирательства на примере четырех организаций. Это Третейский суд Ассоциации российских банков, Третейский суд при Союзе юристов, Арбитражная комиссия при Московской межбанковской валютной бирже и Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.