Статус судей, конституционные основы правового положения судей в Германии

В Германии существуют четыре правовых статуса должности судьи: судья может быть назначен на должность пожизненно, временно, с испытательным сроком или в силу поручения ему обязанностей судьи (§ 8 Закона о судьях). Как Конституция, так и Закон о судьях ориентируются на пожизненный статус судьи.
Судья может быть назначен пожизненно, если он после получения права претендовать на занятие судейской должности не менее трех лет находился на судейской службе. На должность судьи с испытательным сроком назначаются те, кто находится на начальной стадии судейской карьеры. Этот срок составляет от 3-х до 5-ти лет. В течение этого срока судья может быть уволен в связи с непригодностью к занимаемой должности. Не позднее чем через 5 лет, судья, назначенный на должность с испытательным сроком, назначается судьей пожизненно или с одновременным присвоением ему статуса пожизненного чиновника — прокурором (§ 12, п. 2). Указанный срок увеличивается на время использования судьей отпуска без сохранения содержания.
Временное назначение судей допускается только при наличии указанных в Федеральном законе предпосылок и только для выполнения установленных Федеральным законом задач (§11 Закона о судьях). Судьями, назначенными временно, являются, например, судьи Федерального Конституционного суда.
Согласно § 14 Закона о судьях, лицо со статусом пожизненного чиновника или лицо со статусом временного чиновника может быть назначено судьей, выполняющим судейские обязанности по поручению, если оно позже должно быть использовано в качестве судьи с пожизненным назначением. В данном случае законодатель имеет в виду лицо с пожизненным статусом чиновника, переходящим на работу в качестве судьи и проходящим испытательный срок, прежде чем стать судьей с пожизненным статусом.
Судья должен вести себя так, чтобы не подрывалась уверенность в его независимости (§ 39 Закона о судьях) как при осуществлении своих служебных полномочий, так и вне их, в том числе и при занятии политической деятельностью. Это не исключает для судьи возможности публично высказываться по политическим вопросам. Он может быть членом какой-либо политической партии и выставлять свою кандидатуру на выборах в депутаты. Если он выбран депутатом и согласен взять на себя эту новую обязанность, то осуществление прав и обязанностей судьи, на это время прекращается (§ 36, п. 2 Закона о судьях). Этим самым достигается гармония с основным принципом, гласящим, что судья не имеет права совмещать осуществление задач, относящихся к компетенции законодательной власти с осуществлением задач, относящихся к компетенции законодательной власти (§ 4, п. 1 Закона о судьях). Такая же несовместимость имеет место в отношении задач судебной власти и задач исполнительной власти.
Судьи на общественных началах. Правосудие в Германии осуществляется не только с участием профессиональных, но и судей на общественных началах в соответствии с § 44—45а Закона о судьях. Кроме того, правовое положение судей на общественных началах регулируется отдельно для каждой сферы судебной деятельности или вида судопроизводства специальными предписаниями о соответствующем судоустройстве.
Судьи, выполняющие судейские обязанности на общественных началах в судах, рассматривающих уголовные дела именуются «Schoffe». Судья, выполняющий судейские обязанности на общественных началах в судебных палатах по торговым делам, именуется «Handelsrichter» (судья по торговым делам). Во всех остальных областях подсудности судья на общественных началах именуется «ehrenamtlicher Richter» (судья на общественных началах) (§ 45а Закона о судьях).
Независимость судей. Служебный надзор. Одним из основных правил правового государства является независимость судей, гарантированная в ФРГ ст. 97, абз. 1; ст. 20, абз. 3 Основного Закона, § 25 Немецкого Закона о судьях.
Согласно принципу правового государства, законодательство связано законом и правом. Исходя из этого, независимость судьи состоит в том, что он подчиняется только закону. Конституционными гарантиями независимости судьи являются защита от перевода на иное место службы и несмещаемость судьи (ст. 97, абз. 2 Основного закона). Судьи, назначаемые планомерно и постоянно на штатную должность, могут против их желания до истечения срока полномочий быть уволены, временно или окончательно отстранены от должности или переведены на другое место, или уволены в отставку только в силу судебного решения и лишь по основанию и в форме, предусмотренной законом. При изменении судебной организации или судебных округов судьи могут быть переведены в другой суд или освобождены от должности, но с сохранением полного содержания.
Исходя из законодательства, различают два аспекта судейской независимости: служебная или «деловая» независимость судьи и персональная независимость судьи.
Служебная независимость судьи означает свободу судьи от различных указаний и возможных воздействий органов правосудия при осуществлении судопроизводства. В настоящее время служебная независимость судьи может быть ограничена в первую очередь служебным надзором к нему с целью проверки надлежащего исполнения служебных обязанностей. Согласно Немецкому Закону о судьях, служебный надзор по отношению к судье допустим лишь постольку, поскольку он не нарушает независимости судьи (§ 26 (1)). При выявлении правонарушений в судебной деятельности принимаются соответствующие законодательные меры по предупреждению правонарушений. Судье может быть вынесен выговор после нарушения им предписанного порядка при осуществлении должностных обязанностей с требованием незамедлительного выполнения служебных задач в соответствии с установленным порядком (§ 26 (2) Закона о судьях).
В области надлежащего или общего судопроизводства служебный надзор осуществляется председателями соответствующих судов и министром юстиции.
Персональная независимость судьи состоит в его несмещаемости, защите от перевода на другую должность, замещении или отстранении от должности.
В качестве судьи в суде могут работать только судьи с пожизненным статусом, за исключением случаев, когда федеральный закон устанавливает иное. Судья с пожизненным статусом или судья с временным статусом может быть переведен на другую должность или отстранен от должности без его письменного согласия только: 1) на основании решения по обвинению судьи (ст. 98, абз. 2 и 5 Основного закона ФРГ); 2) в порядке официального дисциплинарного производства; 3) в интересах правосудия; 4) при изменении в устройстве судов.



30 апреля 2009.   Комментарии: Комментарии к записи Статус судей, конституционные основы правового положения судей в Германии отключены.    Размещено в Гражданское судопроизводство Германии

Комментирование закрыто.



Рубрики

Страницы