Warning: Declaration of Walker_Comment2::start_lvl(&$output, $depth, $args) should be compatible with Walker::start_lvl(&$output, $depth = 0, $args = Array) in /home/motleru1/spb5.ru/wp-content/themes/Interface/functions.php on line 218

Warning: Declaration of Walker_Comment2::end_lvl(&$output, $depth, $args) should be compatible with Walker::end_lvl(&$output, $depth = 0, $args = Array) in /home/motleru1/spb5.ru/wp-content/themes/Interface/functions.php on line 218

Warning: Declaration of Walker_Comment2::start_el(&$output, $comment, $depth, $args) should be compatible with Walker::start_el(&$output, $data_object, $depth = 0, $args = Array, $current_object_id = 0) in /home/motleru1/spb5.ru/wp-content/themes/Interface/functions.php on line 218

Warning: Declaration of Walker_Comment2::end_el(&$output, $comment, $depth, $args) should be compatible with Walker::end_el(&$output, $data_object, $depth = 0, $args = Array) in /home/motleru1/spb5.ru/wp-content/themes/Interface/functions.php on line 218
Понятие и сущность дорожнотранспортного происшествия | Гражданский процесс: авторские статьи |  Гражданский процесс: авторские статьи

Понятие и сущность дорожнотранспортного происшествия

В Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» определено: «Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожнотранспортных происшествий, снижение тяжести их последствий»; «дорожнотранспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб». Последствием дорожнотранспортного происшествия может выступать такое уголовноправовое явление как дорожнотранспортное преступление, ответственность за которое предусматривает уголовный закон.

Что же такое дорожнотранспортное происшествие как физическое явление, вызванное действиями людей?

В Правилах учета дорожнотранспортных происшествий к «событиям» отнесены следующие физические процессы, названные видами дорожнотранспортных происшествий: столкновение, опрокидывание транспортных средств, наезд транспортного средства на стоящее транспортное средство, препятствие, пешехода, велосипедиста, гужевой транспорт, животных. В классификации видов выделены такие прочие происшествия: падение пассажира с транспортного средства или в транспортном средстве изза резкого маневра, падение груза на человека, животное, другое транспортное средство. Общее их число очень незначительно. Поскольку в самом определении дорожнотранспортного происшествия указано еще на два обязательных признака указанных происшествий, а именно, участие транспортного средства и его движение в момент времени, предшествующий возникновению одного из перечисленных состояний. Из этого можно сделать вывод, что физической причиной возникновения события, называемого дорожнотранспортным происшествием, является нарушение устойчивости или автономности движения транспортного средства, перевозимых на нем людей и грузов. Поскольку транспортные средства, находящиеся на нем люди и грузы обладают значительным запасом кинетической и потенциальной энергии, то возникающие, как следствие, ударные взаимодействия приводят к травмированию людей, повреждению материальных объектов.

Обобщая сказанное, можно сделать следующий вывод: дорожнотранспортные происшествия, физически представляя собой, следствие нарушения автономности или устойчивости движения механических транспортных средств, в абсолютном большинстве возникают изза того, что водители и пешеходы, будучи в нормальном психофизиологическом состоянии, не выполнили предписания правовых норм, регламентирующих объективно существующие ограничения на скорость и направление движения, данное невыполнение влечет за собой различной тяжести последствия, которые могут привести к административной и уголовной ответственности правонарушителей.

Действующее в сфере дорожного движения законодательство нормативно закрепляет за участником дорожного движения обязанность разрешать противоречие «время - безопасность» в пользу последней. То есть законодатель однозначно предписывает не считаться со временем передвижения во имя безопасности. И это абсолютно оправдано, ибо жизнь и здоровье людей является высшей общественной ценностью. Не может быть ситуации, когда бы участнику дорожного движения даже по неосторожности было разрешено совершать действия, приводящие к происшествию. Тем более что само происшествие прерывает, как правило, процесс движения, и, следовательно, им не достигается главная его цель - пространственное перемещение.

Но нормативное предписание не может обеспечивать при любых условиях безопасность движения, далеко не устраняет причину анализируемого противоречия, хотя и делает его менее антагонистическим. Попрежнему, чем больше расхождение между возможным, задаваемым физическими кондициями пешехода и тяговодинамическими качествами технических средств и реальным, определяемым действием описанных выше факторов, тем в большей степени ограничена потенциальная свобода участников дорожного движения, тем более значительный дискомфорт они испытывают и тем более вероятно совершение ими действий, квалифицируемых как причины дорожнотранспортного происшествия. Следующее за этим привлечение виновных к гражданской, административной, уголовной ответственности является, безусловно, серьезным превентивным фактором, но, как показывает статистика, не решающим проблему по существу. Стремление к сбережению времени - главная побудительная причина, обуславливающая для большинства правонарушителей в дорожном движении невыполнение ими нормативных предписаний о режимах движения, за что они в дальнейшем расплачиваются материально, свободой, здоровьем, жизнью.

Можно возразить, что полной свободы в дорожном движении для всех его участников нет и в принципе быть не может. Но потому и не может быть и полной безопасности. Потому во всех странах и существуют дорожнотранспортные происшествия и травматизм. Однако масштабы его, соотнесенные с объемом выполненного перемещения людей и грузов существенно различны. По нашему мнению, они производны от степени обеспечения свободы передвижения, поскольку, чем меньше реальных ограничений (именно реальных, а не только и не столько нормативно установленных) на скорость и направление движения, в том числе и определенных недостаточной подготовленностью участников дорожного движения, тем меньше риск совершения ими действий, не учитывающих или игнорирующих эти ограничения и приводящих к дорожнотранспортному происшествию. Поэтому позволим себе высказать гипотезу, что генеральный путь повышения безопасности дорожного движения - в максимально возможном устранении факторов, ограничивающих свободу передвижения и определяющих необходимость увеличения временных затрат участия в дорожном движении сверх того, которые считаются оптимальными. Этот путь, который позволяет, естественно, не устранить, но в значительной мере ослабить остроту имманентно присущего движению противоречия «времябезопасность».

Все вышесказанное позволяет согласиться с определением понятия «дорожное движение», отражающим, прежде всего социальную сторону данного процесса.

Под дорожным движением понимается деятельность по удовлетворению общественной и личной потребности в пространственном перемещении людей, средств и вещных продуктов их труда, основанную на использовании возможностей технического комплекса «транспортные средства - дороги», состоящую в управлении движением транспортных средств, перемещении на транспортных средствах без управления ими или естественном пешем передвижении по дорогам, протекающую в условиях постоянного риска возникновения состояния неуправляемого движения механических транспортных средств и последующих негативных последствий в виде гибели, ранения людей, повреждения материальных объектов. Данная формулировка отражает социотехнический характер дорожного движения, содержит четкое указание на сущность диалектического единства и противоречивость основных реализуемых в нем потребностей, однозначно трактует дорожное движение как объект правового регулирования, поскольку деятельность есть всегда общественные отношения. Наконец позволяет сформулировать цель управляющего воздействия на данный процесс как создание условий для участников дорожного движения, минимизирующих риск возникновения неуправляемого движения транспортных средств и масштабы последующих потерь при выполнении общественно необходимого объема пространственного перемещения людей и грузов.

Различные авторы определение дорожного движения трактуют по разному. По мнению одних дорожное движение представляет собой процесс движения транспортных средств по дорогам, в котором действия его участников - водителей, пешеходов и пассажиров определяются специальными правилами. Другие определяют дорожное движение как совокупность движущихся и взаимодействующих между собой транспортных средств и пешеходов. Приведенные определения наглядно показывают различие взглядов авторов определений на дорожное движение. Так, в первом из них автор относит к дорожному движению «процесс движения транспортных средств по дорогам», забывая о пешеходах. Однако мы знаем, что немалая часть пешеходов передвигается по официально обозначенным дорогам. К тому же существуют транспортные средства, конструктивно приспособленные для внедорожного передвижения. Далее автор заключает, что «действия участников» дорожного движения - водителей, пешеходов и пассажиров определяются специальными правилами.

В связи с этим невольно возникает вопрос - относится ли к дорожному движению движение транспортных средств, водители которых игнорируют требования Правил дорожного движения? По всей вероятности относится. Значит, нормативная сторона в данном случае не является определяющим признаком дорожного движения.

Если же к дорожному движению относить «совокупность транспортных средств и пешеходов». То, из этого определения можно понять, что дорожное движение имеет место быть, когда взаимодействуют в движении транспортные средства и пешеходы. Следует отметить, что взаимодействуют не транспортные средства, а водители транспортных средств. Взаимодействие это может осуществляться как при движении транспортных средств и пешеходов, таки при отсутствии его у одной из сторон взаимодействия. Если быть уже точным до конца, то, согласно этому определению, к дорожному движению можно отнести «взаимодействие» различных видов «транспортных средств», в том числе водных, воздушных. Обусловлено это тем, что согласно правил дорожного движения, транспортным средством считается устройство, предназначенное для перевозки людей и груза.

Изначально неполное определение «дорожного движения» препятствует раскрытию сущности безопасности дорожного движения и его обеспечения, так как неполнота определения затрудняет обозначение всех направлений, в которых должна проводиться работа по обеспечению безопасности дорожного движения. Понятие «дорожное движение» должно охватывать процессы, как прямо касающиеся движения, так и относящиеся к нему косвенно. Говоря языком физики - понятие «дорожное движение» должно заключать в себе динамику и статику. Указанные ранее понятия «дорожного движения» заключают в себе динамику процесса, то есть те моменты, которые прямо связаны с движением транспорта, пешеходов, пассажиров и действиями водителей. Необходимость включения в данное понятие процессов, косвенно касающихся движения, обусловлена тем, что дорожное движение не может осуществляться без таких компонентов как человек (водитель, пешеход) - транспортное средство, дорога. Именно эти три элемента образуют систему как таковую, а, следовательно, только при наличии их вместе взятых может осуществляться процесс дорожного движения. Поэтому рассматривать понятие «дорожное движение» необходимо комплексно с учетом всех элементов, входящих в систему, которая обуславливает физическое движение. Иначе невозможно определить сущность обеспечения безопасности дорожного движения.

Предложенное определение дорожного движения позволяет также обосновать содержание такой категории, как безопасность дорожного движения. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года определил безопасность как "состояние данного процесса, отражающее степень защищенности и его участников от дорожнотранспортных происшествий и их последствий. В общем же, безопасность трактуется как положение, при котором не угрожает опасность комучемунибудь. Поскольку в дорожном движении таких положений не существует, то не ясна цель обеспечения его безопасности. Поэтому более перспективно использование толкования этого термина, данное в Законе Российской Федерации «О безопасности»: «Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз». К интересам личности в законе отнесены ее права и свободы; к интересам общества - его материальные и духовные ценности. Высшая ценность в обществе жизнь и здоровье его членов. Право человека на жизнь - незыблемое право, декларируемое в конституциях практически всех стран. Поэтому защита жизни и здоровья участников дорожного движения как составная часть его безопасности не вызывает сомнения. Но как показано выше, также жизненно значимым интересом является и свобода передвижения. Защита данного интереса должна рассматриваться при определении содержания обеспечения безопасности дорожного движения.

Безопасное дорожное движение характеризуется отсутствием не дорожнотранспортной аварийности, а закономерных опасных условий и поступков, приводящих к дорожнотранспортным происшествиям. Критерий отсутствия аварийности не исключает наличия опасности в поведении и в условиях движения. Таким образом, отсутствие дорожнотранспортного происшествия не равнозначно безопасности движения.

Условия, воздействие которых испытывают участники дорожного движения и под влиянием которых через осознанные потребности и интересы мотивируется их поведение, весьма многочисленны и разнообразны. Они включают факторы социальноэкономической, организационноправовой, организационнотехнической, социальнопсихологической и иной природы. Для их описания необходимо ввести какойлибо квалификационный признак. Применительно к исследуемой проблеме таковым служит пространственное перемещение, как основной результат, который должен быть получен в результате выполнения людьми социальной роли участника дорожного движения.



22 августа 2010.   Комментарии: 0.    Размещено в Уголовное право

Оставить комментарий или два

Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.



Рубрики

Страницы