Согласно ст. 40 действующего АПК РФ законодатель относит прокурора к лицам, участвующим в деле. Но вместе с тем прокурор, в отличие от других лиц, участвующих в деле, является должностным лицом правоохранительного органа, предусмотренного Конституцией РФ, прокуратуры РФ. Основной функцией прокуратуры является надзор за точным и единообразным исполнением действующих на территории РФ законов. В статье 52 АПК РФ предусмотрено, что участие прокурора в арбитражном процессе возможно в случаях предъявления прокурором иска в защиту государственных и общественных интересов или принесения протеста на решения суда в порядке надзора. Следовательно, иск прокурора или протест являются средствами прокурорского реагирования на нарушения законности.
Раздел IV Федерального Закона " О прокуратуре РФ" от 17,11.1995 г. № 168-ФЗ также посвящен участию прокурора в рассмотрении дел судами. Согласно этому закону (ст.35) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Конкретные задачи и полномочия прокурора в арбитражном процессе рассматриваются в приказе Генеральной прокуратуры № 59 от 24.10.1996 г. Таким образом безусловно необходимым следует считать вмешательство прокурора для зашиты государственных и общественных интересов в случаях:
1. выявления правонарушений, для устранения которых законодательство обязывает прокурора обратиться с иском ( ст.ЗО Закона РФ 11 приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ", ст.4,7 Закона РФ " О несостоятельности ( банкротстве ) предприятий и др.);
2. занятия запрещенными видами деятельности либо занятия коммерческой деятельностью, на осуществление которой необходимо специальное разрешение (лицензия), когда оно отсутствует или просрочено;
3. наличия данных о недействительности оспоримых сделок и о ничтожности сделок, не соответствующих требованиям закона, а также совершенных с цель, противной основам правопорядка и нравственности;
4. нарушений природоохранительного законодательства, связанных с причинением ущерба здоровью людей и окружающей природной среде;
5. невыполнения обязательств в пользу государства, если это привело или могло привести к срыву крупных инвестиционных проектов, целевых программ;
6. несоответствия учредительных документов юридических лиц требованиям законодательства и нарушения установленного порядка их образования и государственной регистрации.
Что касается предъявления исков в защиту предприятий, организаций и граждан-предпринимателей, то в первую очередь прокуроры должны предъявлять их в защиту интересов государственных и муниципальных предприятий, в том числе федеральных казенных предприятий, когда они сами по объективным причинам не могли обратиться с иском либо такое обращение не последовало из-за недобросовестности руководителей и других должностных лиц. Иски в интересах иных юридических лиц следует предъявлять в случаях нарушения не только прав истцов, но и ущемления государственных и общественных интересов (срыв выпуска социально значимой продукции, нарушение нормальной эксплуатации объектов транспорта, энергетики, оборонного комплекса и др.)
В целях создания надлежащих организационно- кадровых предпосылок эффективного решения задач на актуальном направлении прокурорской деятельности в аппаратах прокуратур субъектов РФ на правах самостоятельных подразделений сформированы отделы (группы) по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе.
Вступление прокурора в дело по действующему законодательству происходит только по инициативе самого прокурора. Арбитражный процессуальный закон не предусматривает возможности участия прокурора в деле по инициативе арбитражного суда, а также случаев прямого предписания о рассмотрении дел с обязательным участием прокурора.