Общая характеристика источников исполнительного производства

Под источниками отрасли права понимаются нормативные акты, содержащие правовые нормы, регулирующие ту или иную область общественных отношений.
Исходя из этого, под источниками исполнительного производства следует понимать нормативные правовые акты, содержащие правовые нормы, регулирующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее — судебные акты), а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.
Вопросу об источниках исполнительного производства в Российской Федерации посвящена ст. 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве». В ней говорится, что законодательство Российской федерации об исполнительном производстве состоит из указанного Федерального закона, Федерального закона о судебных приставах и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов (далее — иные федеральные законы).
На основании и во исполнение указанного Федерального закона и иных федеральных законов Правительство Российской Федерации может принимать нормативные правовые акты по вопросам исполнительного производства.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, то применяются правила международного договора.
В данной статье Закона содержится ответ на вопрос, какие нормативные акты регулируют условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, а, следовательно, являются источниками исполнительного производства.
Из ее содержания следует, что к источникам исполнительного права в Российской Федерации закон, прежде всего, относит только федеральные законы и нормативные правовые акты, принимаемые Правительством Российской Федерации по вопросам исполнительного производства.
В связи с этим возникает важный, имеющий большое практическое значение вопрос о том, в какой мере приведенные выше положения Закона соответствуют Конституции Российской Федерации и в ведении каких органов находится исполнение судебных актов и актов других органов.
При изучении ст. 71, 72, 73 Конституции Российской Федерации в первом приближении можно прийти к выводу, что этот участок деятельности отнесен к ведению субъектов Российской Федерации. Действительно, ст. 71, 72 Конституции прямо не относят исполнение судебных актов и актов других органов ни к ведению Российской Федерации, ни к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно же ст. 73 Конституции вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Исходя из этого можно заключить, что положения, закрепленные в п. 1 и 2 ст. 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве», не полностью соответствуют Конституции Российской Федерации.
Однако такой вывод был бы сугубо формальным, сделанным без учета сложных процессов, протекающих в российском праве после принятия действующей Конституции, и конкретных обстоятельств, связанных с принятием Федерального закона «Об исполнительном производстве».



30 апреля 2009.   Комментарии: Комментарии к записи Общая характеристика источников исполнительного производства отключены.    Размещено в Исполнительное производство

Комментирование закрыто.



Рубрики

Страницы