Warning: Declaration of Walker_Comment2::start_lvl(&$output, $depth, $args) should be compatible with Walker::start_lvl(&$output, $depth = 0, $args = Array) in /home/motleru1/spb5.ru/wp-content/themes/Interface/functions.php on line 218

Warning: Declaration of Walker_Comment2::end_lvl(&$output, $depth, $args) should be compatible with Walker::end_lvl(&$output, $depth = 0, $args = Array) in /home/motleru1/spb5.ru/wp-content/themes/Interface/functions.php on line 218

Warning: Declaration of Walker_Comment2::start_el(&$output, $comment, $depth, $args) should be compatible with Walker::start_el(&$output, $data_object, $depth = 0, $args = Array, $current_object_id = 0) in /home/motleru1/spb5.ru/wp-content/themes/Interface/functions.php on line 218

Warning: Declaration of Walker_Comment2::end_el(&$output, $comment, $depth, $args) should be compatible with Walker::end_el(&$output, $data_object, $depth = 0, $args = Array) in /home/motleru1/spb5.ru/wp-content/themes/Interface/functions.php on line 218
Нормативно — правовой акт как основной источник права | Гражданский процесс: авторские статьи |  Гражданский процесс: авторские статьи

Нормативно — правовой акт как основной источник права

В современном мире наиболее распространенным источником права является нормативно-правовой акт. Нормативно-правовой акт - это официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий обязательные юридические нормы (правила поведения). Нормативно-правовой акт в отличие от таких источников права, как юридический прецедент или правовой обычай, занимающих второстепенное положение при регулировании общественных отношений, играет самую важную роль в государстве, так как содержащиеся в нём нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения.

Основными признаками нормативно-правового акта, отличающими его от других актов являются:

1.Нормативный акт издается только государством или органами, специально уполномоченными на то государством (то есть, не только компетентные органы и должностные лица государства могут создавать нормативные акты, но и уполномоченные на то государством общественные объединения и организации).

2.Исполнение нормативных актов обеспечивается силой государственного принуждения (в частности, экономическими методами).

3. «Они содержат в себе общеобязательные нормы».

4.Нормативно-правовые акты принимаются и реализуются в особом процессуальном порядке.

5.Нормативные акты выступают в виде официального государственного документа со старого определенной письменной формой, при этом они имеют обязательные атрибуты: название акта (закон, указ, приказ и т.д. ), наименование органа, принявшего акт (Президент, Правительство и т.д. ), а также другие атрибут. Нормативные акты всегда должны иметь письменную форму, которая предназначена для единообразного понимания и применения норм права, а также для предотвращения произвольного толкования правовых норм. Не опубликованные нормативные акты не имеют юридической силы и не могут применяться.

6.Нормативные акты, как правило, систематизированы, что позволяет легко найти необходимый для применения и реализации документ. Системы нормативных актов в каждой стране определяется Конституцией, а также изданными на её основе специальными законами.

Классификация нормативно-правовых актов производится по различным основаниям: по срокам действия, сфере действия, содержанию по субъектам правотворчества и по юридической силе.

В зависимости от срока действия нормативные акты подразделяются на акты неопределенно длительного действия (в которых не указывается период времени, в течение которого данные акты будут обладать юридической силой, и вообще длительность действия не определена, например, Закон «Об образовании», в котором не оговаривается длительность его действия) и акты временного действия, в которых содержится конкретное указание на временное действие данных актов.

По сфере действия нормативно-правовые акты бывают:

1. Общефедеральными (то есть имеют юридическую силу на территории всей федерации, так как компетенция органов, их издавших, распространяется на данную территорию) например, Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 года, принятый Государственной Думой РФ, является общефедеральным, так как компетенция и полномочия Государственной Думы РФ распространяются на всю территорию РФ.

2.Нормативно-правовые акты субъектов федерации (распространяют свое действие только на территорию субъекта РФ, органами которого были приняты), например, распоряжение губернатора Челябинской области от 10. 03. 99 г. № 210-д «О проведении итогов предварительного этапа конкурса на звание „Самый благоустроенный город России“».

3.Нормативно-правовые акты муниципалитетов (действуют только на территории муниципального образования), например, «Постановление районного совета депутатов от 12. 04. 2000 г. об утверждении положения об экономическом стимулировании инвестиций в экономику Варненского района».

4.Локальные нормативно-правовые акты (регулирующие общественные отношения внутри какой-либо организации, предприятия или учреждения), например, Устав Современного Гуманитарного Университета, распространяющий свое действие только внутри данного учреждения.

По содержанию. Такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы одного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права (например, уголовное, семейное, трудовое законодательство). Наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни (например, хозяйственное, торговое, военное законодательство).

По субъектам правотворчества и в зависимости от их правового положения, нормативно-правовые акты подразделяются на:

1.Акты, принятые в порядке референдума (то есть, путем свободного волеизъявления граждан на референдуме). Актом принятым в порядке референдума является конституция РФ 1993 года.

2.Нормативные акты, принятые органами государства (законодательными органами. Постановления же судов являются обязательными только для нижестоящих судов, а для остальных лиц они служат источником толкования).

3.Нормативно-правовые акты общественных объединений и организаций.

4.Совместные нормативные акты (принятые совместно с государственными и негосударственными органами).

5.Локальные нормативно-правовые акты (принимаемые отдельными учреждениями и организациями).

Наиболее распространенной является классификация нормативно-правовых актов в зависимости от их юридической силы. Итак, в зависимости от их юридической силы, нормативные акты можно подразделить на две группы: законы и подзаконные акты.

Закон - это нормативно-правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют основные вопросы жизни общества и государства в целом. «Законы образуют стержень правовой системы России».

Во-первых, закон принимается только высшими представительными органами государственной власти (Государственной Думой - в России, Конгрессом -в США, Парламентом - в Италии и т.д. ), представляющими в формально-юридическом смысле весь народ или же непосредственно самим народом с помощью референдума.

Во-вторых, закон обладает высшей юридической силой среди всех остальных источников права, имеет верховенство и является главенствующей формой права.

Высшая юридическая сила состоит закона в том, что:

Они не нуждаются в каком-либо утверждении другими органами

Законы никто не вправе отменять, кроме органа их издавшего

Все остальные акты должны соответствовать законам и никогда им не

противоречить.

В-третьих, закон содержит общезначимые нормы, которые должны выполняться всеми. Но бывают и случаи нарушения предписаний закона, тогда может наступить юридическая ответственность, а если нормы закона не соблюдаются судом, то это влечет большие недоразумения. Так, Ленинским районным судом города Тамбова 27.02.97 г. Смыков был осужден по ст. 116 УК РФ к штрафу в сумме 2 млн. рублей за умышленное нанесение побоев Логуновым А. и Т. Судебная коллегия по уголовным делам Тамбовского областного суда изменила назначенный штраф, снизив его до 100 тыс. рублей. Но наименьший штраф, который мог быть назначен Смыкову, должен был быть не менее 2087250 руб., так как в соответствии со ст. 46 УК РФ штраф в виде меры наказания установлен в размере от 25 до 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда, а на тот момент минимальный размер оплаты труда был равен 83490 рублей.

Таким образом, районный суд и судебная коллегия по уголовным делам совершила ошибку, не руководствуясь при решении дела нормами закона, что

могло повлечь назначение не соответствующего данному случаю наказания, поэтому приговор суда и кассационное определение были определены.

В-четвертых, закон, как источник права, представляет (по крайней мере, теоретически) волю и интересы всего общества или народа и волю государства. Для отечественной и зарубежной правовой теории довольно традиционным стало рассмотрение закона как выразителя общей воли.

В-пятых, законы принимаются для регулирования наиболее важных общественных отношений: в них регламентируется государственное устройство, система органов власти, их компетенция, права и свободы граждан, а также перечислены деяния, которые признаются преступлениями.

В-шестых, законы принимаются, изменяются и дополняются в особом, строго установленном порядке. В каждой стране существует свой собственный порядок принятия, изменения и дополнения законодательных актов. Однако, все принимаемые законы, как правило, проходят через одни и те же стадии процесса правотворчества, начиная с момента внесения законопроекта в высший законодательный орган, его обсуждения, принятия, одобрения и утверждения, кончая опубликованием (обнародованием) принятого закона.

Если закон принимается путем референдума, отдельные стадии и весь порядок его принятия оговаривается в специальном законе о референдуме.

Законы классифицируются по различным основаниям. По сфере действия они подразделяются на общефедеральные (например, Трудовой кодекс РФ), действие которых распространяется на всю территорию РФ, так как полномочия высших законодательных органов, принявших их распространяется на всю территорию нашего государства, а так же законы субъектов федерации, действующие на территории, на которую распространяются полномочия высшего законодательного органа субъекта. Основными нормативными актами на уровне субъекта регламентирующими отношения органов власти и граждан, являются уставы, выполняющие функции региональной конституции.

По общему правилу при расхождении федеральных законов с законами субъектов федерации первые имеют приоритет над вторыми, действуют федеральные законы. Например, Белгородская областная дума 13 сентября 1995 года приняла закон «О регулировании распространения и рекламе эротической продукции на территории Белгородской области», который был подписан Главой администрации. Но статья 8 указанного закона, в которой устанавливается штраф за несоблюдение предусмотренных им положений от 50 до 500 минимальных размеров оплаты труда, не соответствовала федеральному закону - Кодексу об административных правонарушениях, в ст. 27 которого установлено, что верхний предел штрафа не может быть свыше 100 минимальных размеров оплаты труда.

Прокурор области обратился в суд, и Белгородский областной суд удовлетворил заявление прокурора, признав установление в ст. 8 названного закона верхнего предела штрафа свыше 100 минимальных размеров оплаты труда противоречащим федеральному закону.

Данный закон субъекта федерации должен быть либо изменен в части, противоречащей федеральному закону, так как соответствие законов субъектов федеральным законам является необходимым условием соблюдения принципа единства правового режима на территории всего государства. Но в случае противоречия между Федеральными законами и законами субъектов РФ, изданными по предметам исключительного ведения последних, «действует нормативно-правовой акт субъекта РФ» (ч. 6 ст. 76 Конституции РФ).

В зависимости от значимости содержащихся в них норм законы объективно подразделяются на конституционные и обыкновенные или текущие.

Конституционные законы закрепляют основы конституционного государственного строя и служат базой для текущего законодательства. Отличаются конституционные законы от текущих и всех других нормативно-правовых актов не только по содержанию, но и по форме, характеру, порядку их принятия, внесения изменений и дополнений.

К конституционным законам относятся, прежде всего, сами конституции, затем законы, с помощью которых вносятся дополнения и изменения в тексты конституций, и, наконец, законы, необходимость издания которых предусматривается самой Конституцией.

Особую значимость Конституция имеет в федеративных государствах, где она является основой не только для развития текущих законов, но и Конституций субъектов Федерации. Выполняя непосредственно регулятивную функцию, Конституция призвана обеспечивать внутреннее единство норм национальной правовой системы и эффективные правовые связи с зарубежными правовыми системами.

Помимо конституционных существуют текущие законы, то есть такие законы, которые базируются на предписаниях Конституций и конституционных законов и регулируют общественные отношения в различных сферах жизни: экономической, социальной, политической и культурной жизни страны. Текущие законы так же, как и конституционные, обладают прямым действием на территории России (ч. 1 ст.76 Конституции РФ). Принимаются они в особом законодательном порядке и действуют на всей территории РФ, причем они не должны противоречить Конституции и подлежат официальному опубликованию, без которого не действуют.

В свою очередь текущие законы можно подразделить еще по двум основаниям: по строению и по времени действия. По строению законы бывают кодифицированные и простые.

Кодифицированные или органические законы - это «единые, логически и юридически цельные, внутренне согласованные нормативные акты», состоящие из комплекса правовых норм, регулирующих конкретные сферы общественной жизни. К ним относятся кодексы и основы законодательства. Кодексы в своей структуре, как правило, имеют два элемента: общую и особенную часть. В первой - закрепляются основополагающие принципы и нормы, которые определяют содержание норм особенной части (например, общая часть Уголовного кодекса РФ содержит принципы, задачи уголовного права, общие понятия, виды преступных деяний и т.д. , которые затем подробно раскрываются в особенной части).

Особую роль в системе законодательства играют отраслевые кодексы. Они собирают воедино основные положения той или иной законодательной отрасли, а все иные нормативные акты данной отрасли «подстраиваются» к отраслевому кодексу. Кроме того, по характеру юридических норм, содержащихся в кодексах, они подразделяются на материальные и процессуальные.

Итак, многообразие видов закона позволяет обеспечить его верховенство во всех сферах жизни общества и предотвращает возможность произвольного усмотрения в управлении делами общества и государства.

Нормативный акт - доминирующий источник права во всех правовых системах мира. Он имеет ряд неоспоримых преимуществ.

Нормативный акт может быть издан оперативно, в любой своей части изменен, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы.

Нормативные акты, как правило, определенным образом систематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для применения или реализации.

Нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание правовых

норм, что помогает проводить единую политику, не допускать произвольного

толкования и применения норм.

Нормативные акты поддерживаются государством, им охраняются. В

случае нарушения положений нормативных актов нарушители преследуются и

наказываются на основании закона.

Все источники права могут быть классифицированы на две группы: нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты и решения). В данном случае нормативность выступает критерием разграничения юридических актов и означает лишь то, что юридические документы содержат нормы права, общие правила поведения, установленные государством. Нормативно-правовые акты:

а) дифференцированы, поскольку механизм государства имеет разветвлен

ную структуру органов с определенными правотворческими полномочиями и

значительным объемом иных функций, которые реализуются с помощью изда

ния юридических актов; б) иерархизированы (при ведущей роли конституции государства), ибо эта

система строится на основе разновеликой юридической силы актов, в результате

чего нижестоящие источники права находятся в зависимом положении по отно

шению к вышестоящим и не могут им противоречить;

в) конкретизированы по предмету регулирования, субъектам исполнения и

реализации права, указания на которых содержатся в источниках,

Как видно из изложенного, в любом современном государстве источники права (и прежде всего законы, статуты парламента) упорядочены, но вместе с тем они вряд ли составляют строгую систему, особенно акты подзаконного правотворчества, правовые обычаи и прецеденты. Скорее всего, это совокупность нормативных и иных юридических актов, устанавливающих определенный, правовой режим.

Итак, нормативный акт - это официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения).

Подзаконный нормативный акт - это одна из разновидностей правовых актов, издаваемых в соответствии с законом, на основе закона и во исполнение его.

Подзаконность нормативных актов не означает их меньшую юридическую обязательность, они обладают необходимой юридической силой, дело лишь в том, что их юридическая сила не имеет такой же всеобщности и верховенства, как это характерно для законов, доминирующих над всеми иными нормативными актами.

Подзаконные акты занимают существенное место в правовой системе. Через эти акты осуществляется управленческая деятельность.

К подзаконным нормативным актам относятся акты высших представительных органов Российской Федерации (постановления, заявления, декларации), акты Президента (указы и распоряжения), акты Правительства (постановления и распоряжения), акты министерств и ведомств (приказы, письма, инструкции, распоряжения), нормативные акты органов государственной власти субъектов (законы, постановления, распоряжения, положения, приказы и др.), акты муниципалитетов (решения, распоряжения, регламенты и постановления) и акты предприятий, организаций и учреждений (уставы, нормативные договоры, распоряжения и приказы).

К подзаконным актам Президента относятся, как уже говорилось выше, указы и распоряжения.

В зависимости от характера полномочий Президента все его указы можно классифицировать на:

указы в границах собственных полномочий;

указы на основе полномочий делегированных парламентом;

указы, подлежащие утверждению Советом Федерации (например, о введении военного или чрезвычайного положения, представления о назначении на должность Судей Конституционного суда, Верховного Судьи, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора). По юридической значимости ука

зы Президента могут быть нормативными, то есть содержащими правила поведения общего характера (нормы права) и, правоприменительными, которые не являются нормативно-правовыми актами, они носят индивидуально-разовый характер и принимаются по конкретным вопросам управления. Например, указ о помиловании конкретного лица или указ о назначении на должность не являются нормативными, так как не содержат норм права.

Распоряжения Президента (например, создание рабочих комиссий, выделение регионам средств из резервного фонда) также не нормативны и принимаются по оперативным вопросам государственного управления. Их отличие от ненормативных указов, несколько условно и может рассматриваться применительно к каждому конкретному случаю.

На основании и во исполнение законов, а также нормативных указов Президента принимаются подзаконные акты Правительства. Правительство осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации и, реализуя свои полномочия, может принимать постановления и издавать распоряжения для управления обществом.

Принимаемые Правительством акты служат основой для издания других правовых актов и «устанавливают правовые ориентиры для деятельности всех органов исполнительной власти, предприятий и учреждений».

Актами Правительства являются постановления и распоряжения. Постановления, как правило, нормативны и обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации. Они издаются по наиболее важным вопросам хозяйственного, социального и культурного строительства. Распоряжения же правительства являются разновидностью правительственных актов и поэтому носят зачастую индивидуальный характер, принимаются и подписываются они Председателем или Заместителем Председателя Правительства.

В случае противоречия постановлений и распоряжений правительства Конституции РФ, Федеральным Законам, Указам Президента России они могут быть отменены Президентом РФ (ст. 115 п.З Конституции РФ). Примером нормативного постановления Правительства может быть Постановление Правительства РФ от 10. 02. 94 «О делегировании полномочий Правительства РФ по управлению и распоряжению объектами Федеральной собственности».

Подзаконные акты министерств и ведомств очень многочисленны и многообразны (приказы, инструкции, постановления, письма, уставы и т.д. ). Спецификой их является то, что их действие распространяется на ограниченную специальную сферу общественных отношений (таможенные, транспортные, банковские и другие). Ведомственные подзаконные акты могут издаваться всеми полномочными органами утверждаемой Президентом структуры. К ним относятся министерства, государственные комитеты и Федеральные службы (ФСБ, МПС, ФПС), входящие в состав Правительства, а также ведомства различных наименований (инспекции и т.п. ). В подзаконных актах данных органов обычно определяется порядок деятельности отраслевых подведомственных предприятий, организаций и учреждений по решению задач, стоящих перед отраслью. Иногда, в связи с межотраслевой функциональной направленностью министерства (ведомства) эти акты могут быть адресованы нескольким министерствам и регулировать межотраслевые отношения. Например, инструкции Министерства Финансов, Министерства труда, Министерства транспорта и т.д.

Инструкции играют ведущую роль среди других актов министерств и ведомств, так как они регулируют определенные стороны деятельности министерства и всегда имеют нормативное содержание.

Нормативные акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и иные законные интересы граждан, а также любые межведомственные акты подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и публикуются не позднее десяти дней после регистрации. Но возможны и нарушения данного порядка регистрации, так в 1998 году Пушканский обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании п.п.2.12 Порядка представления и оформления документов для назначения пенсий, утвержденного Министерством труда РФ и Министерством социальной защиты населения РФ, незаконным, ссылаясь на то, что положения этих пунктов Порядка ущемляют его право на пенсионное обеспечение.

Представитель Министерства труда и социальной защиты РФ не согласился с требованиями Пушканского, возразив, что данный Порядок утверждён в соответствии с законом РФ «О государственной пенсии», и он не нуждался в государственной регистрации, так как его положения не затрагивают прав и интересов граждан, но Верховный Суд РФ признал незаконным и не подлежащим применению со дня издания указанный Порядок на основании того, что из самого текста и содержания Порядка было видно, что он затрагивал права и законные интересы граждан и поэтому должен был быть прежде зарегистрирован.

Регистрация в Министерстве юстиции нужна для того, чтобы нормотворче-ское решение министерства или ведомства прошло проверку на законность, и было выяснено, не ущемляет ли данный акт права и законные интересы граждан и не налагает ли он на них дополнительные обязанности, не предусмотренные законом.

Нормативные акты министерств и ведомств, прошедшие государственную регистрацию, должны быть обязательно официально опубликованы в газете «Российские вести» или в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

К подзаконным актам относятся и нормативные акты органов государственной представительной власти субъектов Федерации. Они не имеют единого наименования и могут называться законами, решениями и др. пока круг вопросов, по которым могут издаваться подзаконные акты законодательных органов субъектов Федерации довольно узок. Это, прежде всего, вопросы введения и отмены налогов, утверждение бюджета, приватизация имущества. Причём акты такого рода требуют положительного заключения администрации субъекта Федерации. Подзаконные акты субъектов Федерации должны быть доведены до исполнителей в течение семи дней со дня их принятия и не позднее даты вступления их в силу. Действие данных актов распространяется только на территорию соответствующего субъекта.

Подзаконные акты муниципалитетов также единого названия не имеют (постановления, положения, приказы и др.); регулировать они могут различные вопросы на местном уровне (вопросы предоставления в аренду помещений, земельных участков и т.п. ).

В теории права выделяют ещё один вид подзаконных актов - это акты внут-риорганизационных или локальные. Они принимаются различными организациями, учреждениями для регламентации их внутренних вопросов, и действие их распространяется только на членов этих организаций. Они регулируют общественные отношения, возникающие в конкретной деятельности предприятий, учреждений, государственных органов, воинских частей (вопросы использования их финансовых средств, управленческие, кадровые и др.). Примером внут-риорганизационного подзаконного акта может быть Приказ директора Детской школы искусств «О распределении нагрузки преподавателей». В настоящее время корпоративные (внутриорганизационные) акты стали играть большую роль, так как вмешательство государства в дела предприятий значительно уменьшилось.

Таким образом, все подзаконные акты издаются на основе и во исполнение законов. Эффективное регулирование общественных отношений возможно лишь тогда, когда общие интересы согласуются с индивидуальными. Подзаконные акты как раз и призваны конкретизировать основные принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных индивидуальных интересов.



02 марта 2011.   Комментарии: 0.    Размещено в Теория государства и права

Оставить комментарий или два

Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.



Рубрики

Страницы