Авторы, утверждающие, что исполнительное производство является подразделением системы гражданского процессуального права, не учитывают сложности, многогранности и богатого содержания отношений, связанных с защитой прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций. То обстоятельство, что гражданские процессуальные отношения и отношения, возникающие при исполнении юрисдикционных актов, в том числе и судебных решений, являются разнородными с точки зрения исследования системы гражданского процессуального права, совсем не исключает объединения и изучения их в другой целостной системе. Но это будет другая целостная система, имеющая свои цели, свой состав компонентов и способ их связи. Вместо того, чтобы определить «рамку» этой системы, выявить ее специфику и особый круг зависимостей составляющих ее элементов, все смешали воедино, не устанавливая реальных соотношений и субординации, что никак не способствует правильному пониманию системы гражданского процессуального права и места исполнительного производства в системе российского права.
После создания системы арбитражных судов стало очевидным, что исполнительное производство в условиях рыночной экономики не справляется со своими задачами и требуется не только новая кадровая политика, но и существенное обновление законодательства об исполнительном производстве.
Обновлять и совершенствовать законодательство об исполнительном производстве предлагалось по-разному. Те, кто рассматривал исполнительное производство как самостоятельную отрасль права, предлагали принять новый самостоятельный нормативный акт — самостоятельный закон или кодекс об исполнительном производстве. Те же юристы, которые считали исполнительное производство стадией гражданского процесса, полагали, что следует ограничиться внесением изменений и дополнений в разд. 7 ГПК РФ. Законодатель пошел по первому пути и тем самым признал правильными идеи о самостоятельности исполнительного производства в системе российского права.
Принятие Федеральных законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве» подвело черту под длительными спорами о месте исполнительного производства в системе российского права. Новые законы об исполнительном производстве укрепили гарантии реализации принципа независимости судей в гражданском процессе, стали в какой-то мере преградой срастанию исполнительной и судебной власти, положили конец ведомственному правотворчеству по исполнительному производству. Последнее обстоятельство тоже весьма важно, поскольку до принятия указанных выше Законов отношения, возникающие в исполнительном производстве, по существу, регламентировались различными ведомственными инструкциями.