Судебные органы Германии, как и других государств, выполняют свои функции в области осуществления правосудия по гражданским делам путем рассмотрения таких дел с вынесением решений по существу споров. Правосудие (die Rechtsprechung) является государственной деятельностью по установлению правопорядка, которое реализуется силой третьей власти.
Как известно, в ФРГ наряду с законодательной властью (Legislative) и исполнительной властью (Exekutive), существует и третья власть (Judikative). Согласно § 1 Закона о судоустройстве ФРГ она называется судебной властью, которая в соответствии со ст. 92 Конституции ФРГ доверена судьям, призванным осуществлять судопроизводство.
Конституция ФРГ на основании принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, поручила осуществление последней судьям, одновременно гарантировав их независимость (ст. 92). Конкретные детали правового положения судей регулируются специальными законами. На уровне Федерации таким законом является Немецкий закон о судьях 1961 г., который закрепляет правовое положение судей как особой профессиональной группы. Согласно § 1 Закона о судьях, судебную власть в ФРГ осуществляют профессиональные судьи и судьи, выполняющие судебные обязанности на общественных началах.
На судейскую должность может быть назначено только лицо, которое является немцем в смысле ст. 116 Основного закона ФРГ, не оставляет никакого сомнения в том, что всегда будет защищать свободный демократический конституционный строй в соответствии с Основным законом, и имеет право претендовать на занятие судейской должности (§ 5-7; 9 Закона о судьях).
Критерии отбора для назначения и повышения по службе следуют из Основного закона ФРГ (абз. 2 ст. 33): «Каждый немец имеет равное право претендовать на занятие любой общественной должности в соответствии со своей пригодностью к ее выполнению профессиональными знаниями и умением». Назначение и повышение по службе — дело исполнительной власти, т.е. соответствующего министра. При назначении судей высших судов Федерации министр выносит решение только совместно со специальным комитетом по выбору судей, состоящим из министров федеральных земель, отвечающих за соответствующую сферу подсудности и равного количества членов, выбираемых Германским Бундестагом (абз. 2 ст. 95 Основного закона). В ряде земель работают комитеты по выбору судей, состав и компетенции которых урегулированы различным образом.
Среди ученых нет единства мнений относительно аспектов судейской независимости. Так, немецкий ученый Айхенбергер, выделяет пять аспектов независимости судей: 1) независимость судьи, противопоставленная сторонам, участвующим в деле, — независимость судьи от сторон; 2) независимость судьи от органов несудебной власти, — судейская самостоятельность; 3) независимость судьи, противопоставленная органам судебной власти, — судейская самоопределенность; 4) независимость судьи, противопоставленная всякому социальному воздействию, — социальная независимость судьи; 5) независимость судьи, противопоставленная не относящимся к делу мотивациям, — внутренняя независимость судьи. Ученый Беттерман выделяет три аспекта судейской независимости: независимость судьи от влияния сторон — как участников процесса; независимость судьи от государства или государственную независимость судьи и независимость судьи от общества — общественную независимость судьи.