Исторический путь России сложен, противоречив и довольно поучителен. Россия прошла периоды развития древнерусских княжеств и трёхвекового засилье татаро-монгольского ига. Русское государство пришло к монархии, во времена которой оно было как феодальным государством, так и государством буржуазным. Далее наша страна пошла по пути развития социализма, который завёл в тупик, ибо аналогов развития государств по такому пути в мировой истории не было. После краха социалистических идеалов Россия встала на путь перестройки и пошла по новому историческому пути развития - к рыночной экономике, то есть от развитого социализма к развитому капитализму.
С обретением Россией самостоятельности у неё появились реальные возможности для выработки и проведения в жизнь взвешенного, отвечающего историческим потребностям страны курса общественных преобразований, гармонизации взаимосвязей общества и государства. Сегодня особую актуальность приобретают высокий профессионализм государственных служащих и должностных лиц всех уровней.
Существенно меняется система принуждения России на современном этапе, она создаётся на основе демократических принципов общежития, законности, на принципе разделения властей и нормативности права. Развитие системы государственного принуждения в постиндустриальном обществе, каковым мы сейчас и являемся (за исключением нашей развивающейся экономики), имеет ряд особенностей: она становится более гибкой, разветвлённой, имеет широкий спектр методов и средств правового принуждения и действует в соответствии с законом (нормативно-процессуальными нормами). Ведь роль государства в реализации права, в претворении его в жизнь, чуть ли не самая основная, так как неработающее, нереализующееся право мертво. И тут во многом прав В. И. Ленин, утверждавший, что «право есть ничто без аппарата, способного принудить к соблюдению норм права».
Для обеспечения государственных властных велений общество имеет непосредственные орудия принуждения, соответствующие техническому уровню каждой эпохи. На современном этапе в систему принуждения входят органы правопорядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры (армия, разведка и прочие). Последние выполняют решения высших государственных органов (военные подавления) и являются наиболее жесткими способами принуждения, которые в настоящем России отнюдь нередки (события 1991, 1993 годов, конфликты в Дагестане и Абхазии, военные действия в Чечне). Но ещё чаще принуждение используется как метод восстановления законности, нарушенных прав в социально-экономической сфере общества. В соответствии со статьёй 2 Конституции Российской Федерации «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». И в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Российской Конституции «Каждый гражданин Российской Федерации обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации».
К мерам государственного принуждения современной России относятся: юридическая ответственность или правовое принуждение, меры защиты субъективных прав, меры пресечения, принудительные меры воспитательного воздействия, принудительные меры медицинского характера, реквизиция, конфискация, виндикация. Разнообразие мер принуждения объясняется тем, что само государственное принуждение преследует различные цели в процессе правового регулирования.
Итак, «Принуждение в современном государстве имеет ряд разновидностей и выражается в ответственности уголовной, административной, дисциплинарной, материальной, гражданской, финансовой, семейной, конституционной, процессуальной, одним словом - юридической ответственности. Но юридическая ответственность это лишь один из видов государственного принуждения. Наряду с ней видами государственного принуждения признаются меры предупреждения, меры пресечения, правовосстановительные меры». Ведь власть и общество пытаются создать прочную основу правового государства. А государственное принуждение есть объективное свойство права. Право создается властью законодательной, исполняется властью исполнительной (административной), а охраняется властью принудительной (правоохранительной).
В России прошли и осуществляются по сей день ряд реформ и преобразований, связанных с изменением законодательства и перестройкой органов самоуправления. Претерпели преобразования правоохранительные органы, проведена судебная реформа (если в государстве есть сильная судебная система, сильно само государство, так как законодательные и исполнительные органы власти тратят меньше усилий на выполнение принимаемых ими решений и лишаются соблазна действовать неправовыми средствами), был принят новый Уголовный кодекс, новый Гражданский кодекс и Кодекс законов о труде, изменён и дополнен Процессуальный кодекс и т. д. Новые, более совершенные законы, соответствующие новым веяниям и новым социально-экономическим условиям требуют и иного подхода в осуществлении деятельности систем общества.
В связи с преобразованиями в правовой системе Б. Н. Топорнин писал: «Многие вопросы попадают в сферу проведения правовой реформы. Вносятся конкретные и самые разнообразные предложения о путях совершенствования правовых рычагов, которые, в конечном счёте, будут способствовать формированию правопорядка и правового государства». Именно формирование устойчивого и стабильного правопорядка является целью государственной власти и аппарата или системы государственного принуждения.
Изменения, произошедшие в российском обществе со времен перестройки, диктовали необходимость осуществления реформ. Никто не спорит, что стране и обществу необходимо было новое законодательство, соответствующее новым реалиям и духу времени. Другое дело, что насколько продуманным и качественным стало новое законодательство, обеспечивающее дальнейшее развитие нашего общества. Поэтому необходимо уяснить, как формировалась современная российская государственность и законность. Ведь государственное принуждение относится к сфере правоприменения, а право и есть закон.
Оставить комментарий или два