Совершенствование уголовно правового регулирования, восполнение пробелов и освобождение уголовного законодательства от устаревших и противоречивых норм, облегчение пользования нормативным материалом, повышение уровня юридической культуры уголовного закона вот те задачи, которые определили суть перестройки систематизации как Уголовного кодекса в целом, так и его разделов, посвященных неосторожным преступлениям. Этот процесс происходил, разумеется, с учетом динамизма, свойственного общественным отношениям, обусловленным использованием человеком техники, их постоянного развития и совершенствования. Как справедливо отмечалось в литературе, рост значения определенной группы общественных отношений может привести к выделению этой группы в качестве самостоятельного родового объекта посягательства (например, общественная безопасность в сфере взаимодействия человека и техники). Неоднократно высказывалось предложение о необходимости объединения в самостоятельной главе УК всех преступлений, посягающих на общественную безопасность в сфере взаимодействия человека и техники. Видимо, такое решение значительно точнее отразило бы социально политическую сущность этих деяний, особенности видового объекта подобных посягательств, способствовало бы уяснению их специфики и степени общественной опасности, соответствовало бы возрастающему значению борьбы с этими преступлениями в условиях научно технического прогресса. Глава 27 УК «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта» охватывает лишь часть таких преступлений.
Так, объединяя преступления на транспорте, большинство из которых характеризуется неосторожной формой вины, в самостоятельную главу УК «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта», законодателю следовало бы учесть мнение о половинчатости такого решения и предложение поместить в самостоятельную главу УК не только указанные нормы, но и преступления, посягающие на общественную безопасность в сфере взаимодействия человека и техники. Предлагаемый вариант значительно точнее отразил бы социальнополитическую сущность этих деяний, особенности их родового объекта, способствовал бы уяснению специфики таких посягательств и степени их общественной опасности, а также повышению эффективности борьбы с этими преступлениями. Предлагался и иной вариант систематизации: объединить все неосторожные преступления в самостоятельную главу Особенной части УК «Неосторожные преступления», в которую вошли бы два подраздела: «Технические преступления» (условное наименование), включающий все нормы о преступлениях, связанных с использованием человеком техники (в том числе и неосторожные преступления на транспорте), и второй «Иные неосторожные преступления». По мнению предлагавших такое решение, необходимость отграничения неосторожности в быту от преступлений в области использования техники связана, вопервых, с быстрым увеличением числа последних и, вовторых, с направленностью их правового воздействия: первые обязывают лицо любыми возможными средствами предотвратить вредный результат.
Ежегодный рост числа ДТП свидетельствует об актуальности данного исследования.
Оставить комментарий или два