Адвокат определен в ст. 2 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» в качестве независимого советника по правовым вопросам. Это означает, что основной, определяющий стержень адвокатской деятельности - предоставление доверителю рекомендаций, при помощи которых он сможет надлежащим образом участвовать в тех или иных правоотношениях. Вместе с тем, представляется, что термин "советник" не в полной мере выражает те возможности, которые предоставлены адвокату в рамках оказания помощи конкретному лицу. В ряде случаев, адвокат не просто советует доверителю поступать тем либо иным образом, но и по доверенности вправе самостоятельно, вместо доверителя, участвовать в процессе по рассмотрению гражданского дела.
Независимость адвоката обусловлена его особым положением и заключается в том, что адвокат при оказании помощи конкретному лицу не вправе исполнять указания каких бы то ни было органов и лиц - органов государственной власти, органов местного самоуправления, политических партий, общественных объединений и т.п. Недопустимо вмешательство в адвокатскую деятельность прокурора, следователя, дознавателя. Суд также не вправе предлагать адвокату выбирать ту или иную линию поведения, осуществлять конкретные действия в защиту интересов своего доверителя.
Особо следует остановиться на проблеме обеспечения независимости адвоката от органов адвокатского сообщества. Все действия и решения адвокат принимает самостоятельно, коллеги по адвокатскому сообществу, в том числе лица, занимающие выборные должности адвокатской палаты, не вправе вмешиваться в его деятельность по конкретному случаю оказания помощи. Адвокат вправе обращаться с просьбой об оказании помощи к своим коллегам, однако такая помощь должна носить характер совета, а не руководства к действию. В иных случаях адвокат может пригласить члена адвокатской палаты к участию в производстве по конкретному делу на официальной основе.