Именно этот тип государства был первым в истории человеческой цивилизации. Самые первые государства возникли в зонах поливного земледелия около 4-5 тыс. лет назад (Египет, Элам, индийские и китайские государства). «В процессе государствообразования создалось общество, построенное по образцу пирамиды: наверху - единовластный монарх (царь, фараон, хан и т. п.), ниже - круг его ближайших советников (визирей, „министров“), далее чиновники более низкого ранга. В основании пирамиды - сельскохозяйственные общины».
Особенностью системы принуждения стран Востока является то, что основой таковой системы является религия, которая была настолько сильна, что не оставляла шансов существованию светского государства. К классическим государствам такого типа относятся Индия, Китай, Османская империя (халифаты и ряд африканских стран, исповедывающих ислам). Средневековый Восток являлся для европейцев символом богатства и утонченной роскоши. Жизненный уровень там, вплоть до конца XVIII века, был значительно выше, чем на Западе. Города по своей численности превосходили европейские. Между тем жизнь средневекового Востока была неспокойна, его политическая карта многократно перекраивалась. Неповторимое своеобразие стран Востока складывалось под влиянием множества факторов, среди которых, как уже говорилось, важнейшую роль играли религии спасения и выработанные ими системы ценностей, влиявшие на государственность, официальную идеологию, миросозерцание людей и их поведение, трудовую этику и так далее и т. п.
Следует отметить, что восточные религии (особенно мусульманские) неразрывно связаны не только с социальной жизнью общества, но и с правом государств. Нормы, заключённые в религиозных источниках распространяются и на личность и на государство. Согласно мусульманскому праву действия каждого лица определяются как: 1) строго обязательные; 2) желательные; 3) разрешаемые; 4) нежелательные, но ненаказуемые; 5) запрещённые и строго наказуемые. Ислам выделил ряд главных защищаемых ценностей: религия, жизнь, разум, продолжение потомства и собственность. В соответствии с этим делением и с посягательством на эти ценности и характеризовались наказания.
Хотя восточная цивилизация и была в это время более развитой, следует сказать, что система принуждения всё также держалась на силе оружия и устрашении и служила интересам привилегированных слоев населения. На востоке много внимания уделялось тому, чтобы каждый соблюдал свои обязанности и находился на своём, «отведённом ему богом» месте. Так китайский философ и мыслитель Конфуций писал: "Государь должен быть государем, сановник-сановником, отец-отцом, сын-сыном. "
В исламских странах, а также в Индии и Китае существовала традиция создания новых законов, подкрепляемых наказаниями (от порки за незначительные нарушения, до смертной казни за богохульство и покушение на устои «наместника бога на земле»). Хотя в целом религии призывали к гуманизму, принуждение и наказание были обычным явлением. Политическая система основывалась на строго централизованном аппарате управления с разветвлённой бюрократической системой. Экономической основой восточных государств, их деспотии был так называемый «азиатский» способ производства, в котором власть и собственность принадлежали государству. Если в Индии существовала (и существует по сей день) система вари (каст), определяющих положение их членов в обществе, то для Китая (где его государственное и правовое устройство в значительной мере определялись господствующей идеологией конфуцианства) и мусульманских стран главным было деление на тех, кто правит, и тех, кем правят. Само собой разумеется, что аппарат принуждения находился в руках тех, кто правит, и служил он их интересам, применяя имеющиеся у него методы и средства против тех, кем правят. Структура общества, основанного на строгой иерархии, исключала даже мысль о правах низших в отношении высших.
Восточные государства - это в основном государства-деспотии, поэтому основой системы принуждения и её опорой была армия, далее шли: налоговые органы, суды, полицейские формирования.
И, хотя восточные государства во многом отличались друг от друга, но, тем не менее, они имели и много общего:
Следовательно, с момента образования централизованных государств и до зарождения буржуазных отношений, система государственного принуждения любого типа феодальных государств была неотъемлема от власти имущих и представляла собой главным образом машину для подавления волнений угнетаемых и неимущих слоев населения, для создания условий их эксплуатации, для сохранения и удержания позиций привилегированных классов и слоев населения, то есть тех, кто правил. Вся система была основана на силе оружия, наказаний угроз и прочих непопулярных методах. Работала она так сказать «в одни ворота» преимущественно устанавливая ограничения и запреты на определённые виды деятельности и поведения.
Оставить комментарий или два