Как уже указывалось, дела о расторжении брака рассматриваются в судебном заседании в порядке искового производства. Соответственно, общий порядок рассмотрения гражданских дел, предусмотренный в ГПК РФ, полностью распространяется и на дела о расторжении брака.
Однако особенности брачно-семейных правоотношений не могли не сказаться на некоторой специфике рассмотрения этой категории дел.
Сроки рассмотрения дел о расторжении брака. Согласно ч. 1 ст. 154 ГПК РФ дела о расторжении брака должны рассматриваться не позднее одного месяца со дня окончания подготовки дел к судебному разбирательству мировым судьей, и в течение двух месяцев районным судом. Это правило распространяется и на те случаи, когда совместно с иском о расторжении брака заявлено требование о взыскании алиментов, При этом судья должен учитывать, что расторжение брака в судебном порядке при взаимном согласии супругов на развод должно проводиться судом не ранее истечения месяца со дня подачи супругами заявления о расторжении брака (ст. 23 СК). Указанный срок ограничивает только возможность более раннего рассмотрения дела и равен сроку, установленному для регистрации развода в органах загса в порядке ст. 19 СК.
По общему правилу, разбирательство гражданских дел во всех судах проходит в открытом судебном заседании (ст. 10 ГПК). Однако ч. 2 ст. 10 ГПК предусматривает возможность проведения закрытого судебного разбирательства по мотивированному определению суда в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц. Именно по делам о расторжении брака такая необходимость может реально возникнуть, так как брачно-семейные отношения, прежде всего, носят личностный характер.
Для того чтобы судебное разбирательство проводилось в закрытом судебном заседании, сторонам или одной из них следует обратиться к суду с соответствующим ходатайством. Право супругов на обращение с таким ходатайством должно быть разъяснено судом еще в стадии подготовки дела к судебному разбирательству.
Желательно, чтобы дело о расторжении брака рассматривалось при явке в судебное заседание обеих сторон, так как личностный характер брачных отношений обязывает суд заслушать мнение обоих супругов по обстоятельствам дела. Однако не исключается применение по таким делам общих правил о последствиях неявки участвующих в деле лиц (ст. 168 ГПК РФ), в том числе возможность рассмотрения дела о разводе в порядке заочного производства. Тем более что бывают случаи, когда один из супругов сознательно не является в судебное заседание, так как не желает встречи с другим супругом. В этом случае судье еще в стадии подготовки дела к судебному разбирательству следует разъяснить супругу его право ходатайствовать о рассмотрении дела в его отсутствие.
Состав суда по делам о расторжении брака. Согласно ст. ст. 23-24 ГПК РФ дела о расторжении брака, по общему правилу, рассматриваются судьей единолично без выяснения мнения сторон. Исключением являются дела о разводе, связанные со спором о детях. В этом случае дело рассматривается судьей единолично, если участвующие в деле лица не возражают против этого, или коллегиально, если кто-либо из участвующих в деле лиц до начала рассмотрения дела по существу возразит против единоличного порядка его рассмотрения. Судья может выяснить мнение сторон по данному вопросу еще в стадии подготовки к судебному разбирательству, однако в подготовительной части судебного заседания в обязательном порядке все равно следует выяснить, не изменилось ли мнение стороны по вопросу о составе суда по делу.
Доказывание по делам о расторжении брака. Согласно ст. 23 СК при наличии взаимного согласия на расторжение брака супругов суд расторгает брак без выяснения мотивов развода. Фактически в этом случае роль суда такая же, как роль органов загса. Суд не должен выяснять причины развода, соответственно, не может применять меры примирения, так как, не зная поводов разлада, трудно определить возможность их устранения. Расторгается брак в суде только потому, что этого требует защита интересов общих несовершеннолетних детей. Задача суда в таких случаях — выяснить, достигли ли супруги соглашения о том, с кем из них будут проживать несовершеннолетние дети и в каком порядке и размере будут на них уплачиваться алименты родителем, проживающим отдельно. Если супруги представили такое соглашение, то суд должен проверить его соответствие интересам детей. Если соглашение отвечает интересам несовершеннолетних детей, то суд утверждает его своим решением. Если соглашение не достигнуто или представленное соглашение противоречит интересам детей, то суд обязан по своей инициативе разрешить указанные вопросы в стадии судебного разбирательства и вынести по ним решение (ст. 24СК РФ).
С этой целью в судебном заседании исследуются: свидетельство о регистрации брака, свидетельства о рождении детей, письменные соглашения о детях, справки о материальном положении сторон, справки о месте проживания ребенка, акты обследования условий проживания ребенка и родителей, заключение органа опеки и попечительства по существу спора, документы, характеризующие личности родителей, и другие письменные доказательства, представленные сторонами. Указанные документы могут быть исследованы по всем делам о расторжении брака между супругами, имеющими общих несовершеннолетних детей.
При отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака роль суда совершенно иная, так как законодатель устанавливает только общее основание для развода — вывод суда о невозможности дальнейшего совместного проживания супругов и сохранения семьи (ст. 22 СК РФ). С одной стороны, это вполне понятно, так как на все многообразие жизненных ситуаций невозможно определить исчерпывающий перечень оснований для расторжения брака. С другой же стороны, весьма сомнительна сама возможность констатации непоправимого распада семьи судом.
Все это лишь возлагает на суд большую ответственность, так как вывод суда о непоправимости распада семьи либо, наоборот, только о временности разлада между супругами может существенно повлиять на дальнейшую судьбу и самих супругов и их общих несовершеннолетних детей. Естественно, что для правильного рассмотрения дела в такой ситуации необходимо установление истинных причин разлада в семье.
При выяснении фактических обстоятельств дела суд не должен ограничиваться какими-либо одними средствами доказывания, так как по рассматриваемой категории дел законодатель не устанавливает ограничений в этой области. На практике суды, как правило, ограничиваются только письменными доказательствами и объяснениями сторон. Однако вполне уместно применение по таким делам свидетельских показаний, заключений экспертов. Так, факты злоупотребления спиртными напитками, жестокого обращения, супружеской неверности, длительного раздельного проживания, наличия другой семьи могут быть подтверждены показаниями родственников, друзей и знакомых супругов. Факт невозможности иметь детей может быть подтвержден заключением судебно-медицинской экспертизы.
Отложение судебного разбирательства по делам о расторжении брака. Особенность дел о расторжении брака по данному вопросу заключается в том, что он регулируется не только общими нормами гражданского процессуального права (ст. 169 ГПК РФ), но и нормами семейного права (ст. 22 СК РФ), хотя и имеет чисто процессуальный характер.
Ранее уже было отмечено, что согласно ст. 23 СК РФ при наличии взаимного согласия супругов на расторжение брака суд расторгает брак без выяснения мотивов развода. В соответствии с данной статьей в таких случаях суд не только не вправе выяснять у супругов мотивы развода, но и, следовательно, принимать меры к их примирению или иначе вторгаться в их частную жизнь.
В отличие от ранее действовавшего семейного законодательства, только при рассмотрении дела о расторжении брака при отсутствии согласия на то одного из супругов суд вправе принять меры к примирению супругов. И только в этом случае он вправе отложить разбирательство дела, назначив супругам срок для примирения в пределах трех месяцев (ст. 22 СК РФ), что оформляется отдельным определением.
Такое определение не может быть обжаловано или опротестовано в кассационном порядке, так как не преграждает возможность дальнейшего движения дела о расторжении брака.
Естественно, это не означает, что суд во всех случаях отсутствия согласия одного из супругов на расторжение брака должен назначать срок для примирения. Он может это сделать лишь в том случае, если в процессе судебного разбирательства придет к выводу о том, что причины разногласий между супругами носят временный характер и могут быть устранены. В каждом случае он должен решать этот вопрос с учетом всех обстоятельств дела и при оценке всех доказательств в совокупности.
Когда суд откладывает разбирательство дела о расторжении брака и взысканий алиментов на детей с целью примирения супругов, ему следует выяснить, участвует ли ответчик в содержании детей. Если суд установит, что ответчик не выполняет эту обязанность, он вправе в соответствии со ст. 108 СК РФ вынести постановление о временном взыскании с ответчика алиментов до окончательного рассмотрения дела.
Следует отметить, что законодатель устанавливает лишь максимальный срок для примирения супругов, минимальный же им не указан. Это создает возможность суду для гибкого варьирования при определении срока примирения, в зависимости от конкретных поводов к разводу. По обстоятельствам дела суд вправе по просьбе супруга или по собственной инициативе откладывать разбирательство дела несколько раз с тем, однако, чтобы в общей сложности период времени, предоставляемый супругам для примирения, не превышал установленный законом трехмесячный срок.
По просьбе сторон срок, назначенной для примирения супругов, может быть сокращен. Однако для этого следует, сообщить суду о причинах, по которым стороны не считают целесообразным дальнейшее применение мер для примирения или считают его достигнутым. Если суд сочтет указанные сторонами причины уважительными, он удовлетворяет ходатайство, о чем выносит мотивированное определение. После этого суд либо продолжает рассмотрение дела о расторжении брака по существу, либо прекращает производство по делу.
Если по окончании назначенного срока супруги достигнут примирения и сообщат об этом суду, судья прекращает производство по делу на основании п. 3 ст. 220 ГПК РФ (если истец отказался от иска). Здесь не может быть прекращения производства по делу в связи с заключением сторонами мирового соглашения, так как примирение супругов и мировое соглашение — разные понятия. Так, если мировое соглашение сторон должно быть утверждено судом, то в отношении примирения супругов этого не требуется.
Если по окончании назначенного срока оба супруга или один из них просто не явятся в судебное заседание, то после повторного извещения возможно применение оснований, предусмотренных для оставления заявления без рассмотрения (ст. 222 ГПК РФ). Во-первых, если стороны, не просившие о разбирательстве дела в их отсутствие, не явились без уважительных причин по вторичному вызову, а суд не считает возможным разрешить дело по имеющимся в деле материалам (п. 6 ст. 222 ГПК РФ). Во-вторых, если истец, не просивший о разбирательстве дела в его отсутствие, не явился в суд по вторичному вызову, а ответчик не требует разбирательства дела по существу (п. 7 ст. 222 ГПК РФ). Эти обстоятельства лишь свидетельствуют о том, что истец или обе стороны потеряли интерес к спору и соответственно, нет смысла его рассматривать по существу.
Оставление заявления без рассмотрения в дальнейшем не препятствует вторичному обращению в суд заинтересованного лица с тождественным исковым требованием. В соответствии с ч. 3 ст. 223 ГПК РФ суд может отменить данное определение по указанным основаниям, если истец и ответчик представят доказательства, подтверждающие уважительность причин отсутствия в судебном заседании, но только по их ходатайству.
Если по окончании назначенного срока супруги не достигнут примирения, то судебное разбирательство по просьбе истца должно быть продолжено, по результатам чего выносится решение по существу спора. Новым в семейном законодательстве является положение о том, что брак расторгается судом, если примирение супругов не состоялось и хотя бы один из них настаивает на расторжении брака. Это положение вполне соответствует тому, что все-таки окончательное решение о сохранении супружеских отношений или их прекращении принадлежит только самим супругам, так как это их личное дело. Убедившись в наличии указанных обстоятельств, судья заканчивает рассмотрение дела и выносит решение по существу заявленных требований.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ и п. 20 постановления № 15 Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. решение суда по делу о расторжении брака должно быть законным и основанным на доказательствах, всесторонне проверенных в судебном заседании.
Во вводной части решения суда должна быть указана добрачная фамилия супруга, если она была изменена при вступлении в брак.
Особенности содержания решения суда о расторжении брака в основном касаются мотивировочной и резолютивной частей. Так, в мотивировочной части решения в случае, когда один из супругов не был согласен на развод, должны быть указаны установленные судом причины разлада между супругами, по которым суд считает, что совместное проживание супругов в дальнейшем невозможно, и доказательства невозможности сохранения семьи.
Если с иском о расторжении брака были рассмотрены и другие требования, то в мотивировочной части должны содержаться обстоятельства дела, установленные судом по сопутствующим требованиям, а также доказательства, на которых основываются выводы суда. Так, если, рассматривая представленное сторонами соглашение по спорам о детях, суд сделает вывод, что оно противоречит интересам несовершеннолетних детей, то в мотивировочной части должны быть указаны обстоятельства, по которым суд считает соглашение противоречащим интересам детей, и приведены доказательства, подтверждающие вывод суда об этом.
Резолютивная часть решения об удовлетворении иска о расторжении брака должна содержать выводы суда по всем требованиям сторон, которые были заявлены для совместного рассмотрения с иском о разводе. Кроме того, в данной части решения должны быть указаны сведения, необходимые для государственной регистрации расторжения брака в органах загса: дата регистрации брака; номер актовой записи; наименование органа, зарегистрировавшего брак; фамилии супругов, которые указываются в соответствии со свидетельством о браке.
Суд при вынесении решения не должен определять, с кого из супругов и в каком размере подлежит взысканию государственная пошлина за регистрацию расторжения брака в органе загса, так как ее размер определяется в Законе «О государственной пошлине».