В настоящее время, вопросы компетенции судов приобретают особую актуальность в условиях существования трех самостоятельных ветвей судебной власти в Российской Федерации, когда от правильного определения юрисдикции во многом зависит доступ к правосудию, реализация гарантированного ст.47 Конституции РФ права на "своего судью", на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Большое значение для вопроса подведомственности сыграл и принятый в 2002 году новый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, который изменил подходы к определению подведомственности, сделал значительный шаг на пути разграничения подведомственности дел между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, по другому, чем прежде обозначил пределы юрисдикции арбитражных судов. В последнее время, как считает судья ВАС РФ Т. Андреева, появилась тенденция расширения подведомственности дел арбитражным судам, особенно в сфере публичных отношений. Так ряд законов относит к компетенции арбитражных судов дела, которые раньше рассматривались судами общей юрисдикции. Это такие дела, как обжалование действий судебных приставов-исполнителей, оспаривание нормативных правовых актов налоговых органов, дела об административных правонарушениях.
Кроме этого постоянно идет процесс совершенствования законодательства, который не может не влиять на работу арбитражных судов в целом и на подведомственность в частности. Так, принятие таких законов как Федеральный Закон «Об исполнительном производстве» (ст.90), Налоговый кодекс Российской Федерации (ст. 138), КоАП РФ (ст. 23.1, 30.1), привело к тому, что субъектный состав участников спорных правоотношений стал не столь однозначным, как было в начальный период становления арбитражных судов.
Однако простое совершенствование процессуального законодательства не сможет в полной мере служить разрешению названных проблем. Возможные пути их решения следует искать также в совершенствовании судебной системы страны. Существующая обособленность судебных органов зачастую является препятствием для защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов заинтересованных лиц, препятствует выработке единообразной практике применения законодательства.
Возможно, как полагает М. Боровский, что в российских условиях целесообразно было бы предоставить право физическим и юридическим лицам в случае получения отказа в приеме искового заявления от судебных органов обеих подсистем обращаться в Верховный Суд РФ, который следовало бы наделить полномочиями по вынесению решений в отношении споров о подведомственности дел арбитражным судам или судам общей юрисдикции.
Таким образом, можно сказать, что вопрос о подведомственности споров арбитражным судам до сих пор остается дискуссионным и широко обсуждается в юридической литературе. И все изложенное свидетельствует о постоянной тенденции, в историческом смысле, к совершенствованию процессуального законодательства: как гражданского, так и арбитражного; а также к расширению категорий дел, подведомственных арбитражным судам в России и возрастании их авторитета в рамках судебной системы.