Судейское усмотрение исходит из начал добросовестности, применимых ко всем участникам гражданского процесса. В гражданском законодательстве ссылки на "добросовестность" содержатся в ст. 234, 302, 303 ГК РФ. Например, в ситуации возврата имущества из незаконного владения судья применяет ст.303 ГК РФ, которая использует понятия "добросовестный" и "недобросовестный" владелец, ставя характер расчетов с собственником при возврате имущества в зависимость от субъективного фактора (лицо знало или должно было знать о незаконности своего владения).
Целенаправленность также представляет собой комплексное понятие. Следует согласиться с мнением Д.Галлигана, который отмечает, что государство наделяет судью властными полномочиями для достижения определенной цели, результата. И вопрос не в том, насколько трудно это сделать или как неопределенно они выглядят, а в том, что судья должен направить свои действия на достижение гуманных, общечеловеческих целей.
Основы морали в процессе осуществления судейского усмотрения можно рассматривать либо в качестве составной части рационального поведения судьи, либо как средство достижения поставленных целей, либо как способ поиска этих целей.
Несомненно, что судейское усмотрение должно соответствовать представлениям о справедливости, существующим на данном этапе развития общества.
При определении судейского усмотрения следует также учитывать взаимосвязь культурно-исторического развития государства и права и усмотрения.
Общий вывод отечественной юридической науки состоит в том, что государство является непосредственным фактором создания правовых установлений и главной силой их осуществления.
Несомненно, что нормы, регулирующие применение судейского усмотрения, формируются при непременном участии государства. Однако оно не является основным действующим лицом в этом процессе. Точнее было бы сказать, что государство не формирует нормы о судейском усмотрении, а завершает правообразовательный процесс.
Возможность и необходимость применения усмотрения судьей возникает только в государстве с развитым демократическим режимом.
Право не может быть выше экономического строя и обусловленного им культурного развития общества. Аксиоматично также, что закон живет и действует в системе общественных отношений, а не вне ее. Его задача - верно отражать эти отношения и изменяться, следуя логике объективного развития.
Гражданский процесс тесно связан с гражданским оборотом, а применение судейского усмотрения - с формализмом судопроизводства. Неразвитый оборот требует для разрешения спора больше формальностей, в связи с чем незначительны возможности осуществления усмотрения судьей.
С развитием рыночной экономики, реформированием социально-экономических отношений в обществе, возрастанием роли гражданского права как основного регулятора товарно-денежных и иных отношений, складывающихся в рыночном хозяйстве, постепенно уменьшается значение формализма в гражданском процессе. Присущие гражданско-правовому регулированию начала инициативы и диспозитивности, равенства и взаимной имущественной ответственности субъектов влекут расширение сферы применения судейского усмотрения в формирующемся правовом государстве; в частности, в гражданском процессе путем расширения возможностей осуществления судейского усмотрения.
Поднявшийся на новую ступень гражданский оборот властно требует быстрой ликвидации спорных отношений. Излишняя формальность судебного производства увеличивает сроки рассмотрения гражданских дел, надолго "замораживая" спорные средства. Применение же судьей усмотрения уменьшает формализм процесса, позволяет избежать волокиты при разрешении спорных правовых ситуаций.
Все сказанное свидетельствует о возможности применения судейского усмотрения только на определенном этапе развития гражданского оборота, при переходе к цивилизованным видам и формам рыночных отношений, основывающихся на доверии между партнерами, на неукоснительном выполнении обязательств, на соблюдении всех требований, которые связаны с товарно-денежным обращением и функционированием гражданского оборота.
Влияние государства на право не следует абсолютизировать. Последнее также обладает относительной самостоятельностью, собственными закономерностями формирования и функционирования, из чего следует, что право имеет по отношению к государству самостоятельное значение. Поэтому возможность и необходимость применения судейского усмотрения зависит во многом от уровня развития права.
Следовательно, в правовом государстве, в том числе и в судебной деятельности, властвует не закон, а само право.
Из современных отечественных ученых разделение права и закона, обращение к справедливости как одному из абстрактных определений права последовательно и весьма обстоятельно аргументирует В.С.Нерсесянц. В частности, он утверждает, что деление права и закона велось и ведется не только с естественно-правовых позиций. Это необходимый момент любого теоретического подхода к правовым явлениям, в том числе и к проблеме судейского усмотрения.
В позиции В.С.Нерсесянца привлекает, во-первых, признание нормативности права, и, во-вторых, указание на то обстоятельство, что в законе не может быть конкретизировано "любое произвольно взятое содержание, но лишь определенное по своей сущности содержание (т.е. свобода)". Не подлежит сомнению значение данного замечания для определения понятия судейского усмотрения. Подход В.С.Нерсесянца к рассматриваемой проблеме позволяет утверждать, что возможность и необходимость применения усмотрения связана с определенным уровнем развития права, а закрепляется она нормой закона.
Сказанное приводит к выводу о том, что задача суда в развитом демократическом обществе состоит именно в применении и толковании закона, установлении на его основе права в широком смысле слова как состояния справедливости в обществе.
Впрочем, не следует думать, что подобные выводы не имеют корней в современном отечественном праве. Гражданским законодательством, например, признается, что судья в известной степени может "творить" не только суд, но и право. В частности, ст.431 ГК РФ устанавливает, что "если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон".
Таким образом, судейским усмотрением является деятельность суда по рассмотрению спорных правовых вопросов, определяемая нормами гражданского процессуального и материального закона.
Под спорными правовыми вопросами понимаются вопросы, возникающие при рассмотрении дел, вытекающих из широкого спектра правоотношений: гражданских, семейных, трудовых и т.д., разрешение которых осуществляется на основании усмотрения суда в силу соответствующего указания в норме закона. Конечной целью судейского усмотрения выступает восстановление нарушенного права, справедливое разрешение гражданско-правового спора.