Статья 10 Конституции РФ предусматривает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы трех ветвей власти самостоятельны.
Разделение властей рассматривается как необходимое условие существования правового государства. Судебная власть, как одна из ветвей государственной власти, свое законодательное закрепление и признание получила только в 1993 г в ст. 10 принятой Конституции РФ. Часть вторая ст. 118 Конституции РФ гласит, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В связи с этим в теории гражданского процессуального права возникает проблема о сущности судебной власти, выделении ее признаков, выяснении ее функций. Данная проблема становится предметом исследования многих ученых-процессуалистов. При этом все авторы сходятся в одном, а именно: одной из самых основных функций судебной власти является осуществление правосудия по гражданским, уголовным, административным делам.
Ответ на вопрос, применим ли судебный прецедент в российском гражданском судопроизводстве, имеет принципиальное значение. Это связано, в том числе с тем, что российские правоведы до сих пор дают на него различные, часто прямо противоположные, ответы.
Судебный прецедент - это выяснение по конкретному делу и вступившее в законную силу судебное решение или сформулированное высшим судебным органом в порядке обобщения судебной практики постановление, которое в последующем при рассмотрении аналогичных по содержанию дел должно восприниматься в качестве, хотя и своеобразного, но обязательного источника права.
В России одним из основных принципов правосудия действует принцип законности. Складывающаяся в стране судебная практика, конечно, влияет на судопроизводство, однако не более, чем в качестве авторитетной. Уже состоявшиеся судебные постановления при всех условиях являются правоприменительными, но не правовыми актами.
Решающая роль прецедента в создании и функционировании права в Англии отличает систему общего права от континентальной и иных систем.