Согласно ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.
Прокурор включен в состав лиц, участвующих в деле (ст. 34 ГПК РФ). Однако по процессуальному положению прокурор отличается от других участвующих в деле лиц. Это отличие предопределяется, прежде всего, тем, что прокурор участвует в гражданском процессе в целях охраны государственных или общественных интересов либо прав и законных интересов граждан.
В юридической литературе нет единства по вопросу о процессуальном положении в гражданском процессе прокурора, обратившегося с заявлением в суд в защиту прав и интересов других лиц. Так, А.Ф. Козлов считает, что прокурор, предъявивший иск, может занять единственное возможное в процессе место истца, поскольку, по его мнению, тот, кто предъявил иск, является истцом. С точки зрения Р.Е. Гукасяна, прокурор, возбудивший дело, является истцом лишь по некоторым категориям гражданских дел, например по искам о признании недействительными некоторых сделок. М.С. Шакарян уточняет, что при предъявлении иска прокурор занимает положение истца, но только в процессуальном смысле.
Казалось бы, возможность участия прокурора в гражданском процессе -это аксиома, не требующая доказательств. Однако в юридических кругах высказывается мнение о ненужности прокурорских органов в гражданском процессе.
Как отмечает, В. Похмелкин, пятилетнее действие Федерального закона «О прокуратуре РФ» выявило существенные недостатки в организации и деятельности этого правоохранительного ведомства. Опыт прокурорской деятельности на протяжении более семидесяти лет убеждает, что успешно совмещать общий надзор, надзор по гражданским делам и активную борьбу с преступностью прокуратура не в состоянии. Необходим выбор, который должен быть сделан в пользу борьбы с преступностью. И автор делает главное заключение - участие прокурора в гражданском процессе - это юридический атавизм.
Насколько оправданы такие резкие замечания? На мой взгляд, сохранение за прокурором статуса участника гражданского не просто обязательно, но и необходимо и востребовано.
Как отмечает А. Власов, «вряд ли можно согласиться с данным утверждением В.Похмелкина, поскольку убедительных доказательств в подтверждение своих доводов он не привел. Ведь всякие серьезные выводы, особенно на государственном уровне, должны опираться на глубокое научное исследование проблемы. Между тем статистические данные о деятельности прокуратуры в гражданском судопроизводстве не подтверждают позицию В. Похмелкина. Так, в 2000 году с участием прокуроров в судах общей юрисдикции рассмотрено 369603 гражданских дела. Из предъявленных ими исков в интересах граждан, в порядке гражданского и уголовного судопроизводства, удовлетворено 89184. Почти по 97.2% дел от их общего числа судебные постановления вынесены в соответствии с заключениями прокуроров, тем самым подтверждены их законность и обоснованность».
В любой стадии гражданского процесса можно выделить две формы участия прокурора:
1. Путем обращения с заявлением, т.е. возбуждение гражданского дела
в суде первой инстанции или возбуждение последующих стадий гражданского процесса.
2. Путем вступления в процесс, начавшийся по инициативе других лиц.
При участии прокурора в процессе необходимо различать его возможное участие как стороны и как «защитника чужих прав».
Еще один участник гражданского процесса - органы государственного управления. Основанием их участия является интерес государства в правильном разрешении дел, вытекающий из обязанностей, возложенных на них государством.
В ГПК РФ правовому статусу государственных органов посвящена ст. 47 Участие в процессе государственных органов и органов местного самоуправления для дачи заключения по делу. В ней компактно излагается, что:
1. В случаях, предусмотренных федеральным законом, компетентные
государственные органы, компетентные органы местного самоуправления до
принятия решения судом первой инстанции обязаны вступить в процесс по
своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей
и защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов других лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
2. В случаях предусмотренных федеральным законом, и в иных необходимых случаях суд по своей инициативе может привлечь к участию в деле
государственный орган или орган местного самоуправления для достижения
целей, указанных в ч.1 ст. 47 ГПК РФ.