Правильное и быстрое рассмотрение дел - это важнейшее средство достижения главной цели судопроизводства. Принятие нового ГПК обусловлено в том числе и необходимостью повышения эффективности правосудия в плане фактора времени, ибо сроки, в течение которых защищается нарушенное право, наиболее точно отражают его социальную результативность.
Имеются принципиально новые нормы, направленные на активизацию доказательственной деятельности сторон. В отношении стороны, удерживающей у себя и не представляющей по требованию суда письменное доказательство, суд вправе установить, что содержащиеся в нем сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, стороной признаны. Необходимо отметить, что впервые в российском процессуальном законе установлена специфическая санкция за удержание письменного доказательства стороной, когда имеется достоверная информация о наличии у нее этого доказательства. Указанные последствия суды должны применять только в тех случаях, когда сторона не исполнила требования суда после применения санкций в виде штрафа, т.е. штраф должен предшествовать применению данной санкции.
Если сторона не имеет возможности представить доказательство, она обязана известить об этом суд. Это правило и санкции выступают в качестве средств борьбы против лиц, сознательно удерживающих у себя письменные доказательства, необходимые по делу.
Добросовестное выполнение лицами, участвующими в деле, своих процессуальных обязанностей способствует наиболее быстрому и правильному разрешению спора. Поэтому в новом ГПК РФ следовало бы, на наш взгляд, более четко отразить обязанности сторон на различных стадиях процесса и установить (разумеется, с учетом принципов состязательности и диспозитивности) более жесткие санкции для стороны, ненадлежащим образом выполняющей свои процессуальные обязанности.