История и перспективы развития третейского разбирательства

В России первые указания на третейский суд имеются в памятниках XIV века, например, в договорной грамоте 1362 года великого князя Дмитрия Донского с серпуховским князем Владимиром Храбрым. В Соборном Уложении 1649 года третейскому суду посвящен пункт 5 главы XV, предоставлявший каждому «ведаться пред третьим по обоюдному согласию с противником». Указами Петра I посреднический суд по некоторым делам стал обязательным: если стороны не изберут посредников за каким-либо несогласием, то они назначаются судом.
В 1775 году Екатерина II учредила совестный суд и предписала ему руководствоваться «человеколюбием, почтением к особе ближнего и отвращением от угнетения». Совестный суд рассматривал гражданские дела в порядке примирительной процедуры и состоял из председателя и двух заместителей.
Первый законодательный акт России об изобретательстве Манифест «О привилегиях» 1812 года, разработанный М. Сперанским, содержал раздел: порядок третейского судебного разбирательства изобретательских споров в Совете министров внутренних дел. В Совет приглашалось равное количество специалистов от каждой стороны, решение принималось большинством голосов. По своду 1857 года третейский суд был установлен в виде добровольного суда, учреждаемого по взаимному согласию дееспособных тяжущихся, и суда узаконенного, то есть обязательного, учреждаемого для решения определенных дел.
В период СССР в силу отсутствия экономических и правовых предпосылок третейский суд не получил широкого распространения, за исключением внешнеэкономической сферы, где действовал международный коммерческий арбитраж.
В наши дни третейское разбирательство активно применяется при разрешении гражданско-правовых споров в сфере предпринимательской деятельности. Социологический анализ данных, полученных специалистами из 41 субъекта Российской Федерации в начале 1996 года, позволил сделать вывод о существовании в России около 250 постоянно действующих третейских судов с включением в их списки примерно 1500 третейских судей, что более чем в два раза превышает показатели 1994 - 1995 годов. На тот период действовало 103 постоянных третейских суда с 688 судьями. Количество третейских судов, создаваемых при торгово-промышленных палатах, увеличилось с 37 в 1999 году до 54 в 2000.
Наиболее плодотворно работал Региональный коммерческий арбитражный суд города Армавир, созданный десятью региональными торгово-промышленными палатами. С 1993 года он рассмотрел и разрешил свыше 880 споров. Третейский суд при Вятской торгово-промышленной палате с 1998 года разрешил 104 дела, третейский суд при Брянской торгово-промышленной палате – 122 дела (с 1995 года).
* * *
Рассматривая третейское разбирательство как метод альтернативного разрешения споров, необходимо отметить следующее.
1. Третейский суд – это суд, создаваемый по соглашению сторон или управомоченными на то организациями для разрешения уже возникших или потенциально возможных споров в сфере гражданско-правовых отношений.
2. Третейские суды относятся к юрисдикционным органам защиты гражданских прав и интересов, но они не входят в государственную судебную систему.
3. Сущность третейского разбирательства состоит в том, что стороны доверяют разрешение спора и вынесение решения третьим лицам, которые могут и не иметь юридического образования.
4. Целью третейского разбирательства является урегулирование возникших правовых конфликтов и обеспечение добровольного исполнения обязанностей, а также сохранение партнерских отношений между сторонами спора.
5. Деятельность третейских судов регулируется как международным, так и национальным правом. Источники национального уровня можно разделить на две группы: федеральное законодательство и локальные нормативно-правовые акты.
6. Федеральное законодательство определяет общие правила третейского разбирательства. Локальные акты действуют на территории организации, создавшей третейский суд, и подробно регулируют саму процедуру третейского разбирательства.
7. Третейский суд – институт, характерный для российской правовой системы. Перспективы его развития связаны с созданием постоянно действующих третейских судов организациями, объединенными общим видом деятельности.

Рубрики

Страницы