Warning: Declaration of Walker_Comment2::start_lvl(&$output, $depth, $args) should be compatible with Walker::start_lvl(&$output, $depth = 0, $args = Array) in /home/motleru1/spb5.ru/wp-content/themes/Interface/functions.php on line 218

Warning: Declaration of Walker_Comment2::end_lvl(&$output, $depth, $args) should be compatible with Walker::end_lvl(&$output, $depth = 0, $args = Array) in /home/motleru1/spb5.ru/wp-content/themes/Interface/functions.php on line 218

Warning: Declaration of Walker_Comment2::start_el(&$output, $comment, $depth, $args) should be compatible with Walker::start_el(&$output, $data_object, $depth = 0, $args = Array, $current_object_id = 0) in /home/motleru1/spb5.ru/wp-content/themes/Interface/functions.php on line 218

Warning: Declaration of Walker_Comment2::end_el(&$output, $comment, $depth, $args) should be compatible with Walker::end_el(&$output, $data_object, $depth = 0, $args = Array) in /home/motleru1/spb5.ru/wp-content/themes/Interface/functions.php on line 218
Подведомственность и подсудность дел | Гражданский процесс: авторские статьи |  Гражданский процесс: авторские статьи

Подведомственность и подсудность дел

Исходя из анализа законодательства РФ правом рассматривать юридические дела наделены органы государства, осуществляющие судебную власть, а также в случаях, предусмотренных законом - органы исполнительной власти. Некоторые категории гражданских дел могут быть переданы также на рассмотрение назначаемых или избираемых органов, таких как третейские суды, комиссии по рассмотрению трудовых споров.
Подведомственность - есть относимость нуждающегося в государственном властном разрешении споре о праве и других юридических дел к ведению того или иного государственного органа.
Профессор Треушников считает, что понятие подведомственности происходит от глагола «Веды» и означает предметную компетенцию судов, третейских судов, нотариата и других органов государства, имеющих право рассматривать и разрешать отдельные правовые вопросы.
Если вопрос о подведомственности ставится применительно к судам, то следует уже говорить о подсудности - это распределение подведомственным судебным органам гражданских дел между звеньями судебной системы.
В соответствии со ст. 22 ГПК РФ судам подведомственны любые жилищные споры, если одной из сторон в споре является гражданин, за исключением случаев, когда разрешение таких споров отнесено законом к ведению административных или иных органов.
Дела по жилищным спорам рассматриваются судами с соблюдением общего правила о подсудности, предусмотренного ст. 28 ГПК РФ - по месту жительства или по месту нахождения юридического лица, к которому предъявлен иск.
В судебной практике дела, связанные с жилищными спорами, условно охватываются более широким понятием "гражданские дела". Жилищные споры разрешаются судом общей юрисдикции, арбитражным судом, третейским судом, а также другими уполномоченными на то органами.
В судах общей юрисдикции разрешаются, в частности, жилищные споры между наймодателями и нанимателями в домах государственного, общественного и индивидуального жилищных фондов, между нанимателями и членами их семей, споры между гражданами и жилищно-строительными кооперативами, связанные с жилищными правоотношениями, и иные жилищные споры, в частности о выселении лиц, самоуправно занявших жилые помещения в домах жилищно-строительных кооперативов либо в принадлежащих гражданам на праве собственности, а также самовольно вселившихся в нежилые дома и помещения; о выселении из указанных домов, если они грозят • обвалом; о выселении из самовольно построенных домов, подлежащих сносу по решению органов местного самоуправления; о предоставлении жилого помещения по требованиям, основанным на гражданско-правовых обязательствах (в связи со сносом дома, проведением капитального ремонта, переоборудованием дома в нежилой и т. п.); о выдаче ордера на жилое помещение, предоставленное по совместному решению администрации и органа соответствующей общественной организации и профсоюзного комитета с последующим сообщением органу местной администрации о предоставлении жилого помещения для заселения.
Вместе с тем суды не вправе рассматривать требования граждан, разрешение которых отнесено к компетенции иных органов: о предоставлении жилого помещения лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий; о предоставлении жилого помещения меньшего размера взамен занимаемого и т. д.
Такие споры разрешаются в административном порядке. Пленум Верховного Суда РФ в п. 2 постановления "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР" от 26 декабря 1984 г. обратил внимание судов на то, что, решая вопрос о принятии искового заявления, в каждом случае необходимо проверить, подведомственно ли суду заявленное требование. Суд, в частности, вправе рассматривать споры: о предоставлении нанимателю освободившегося изолированного жилого помещения, расположенного в квартире, где он проживает, если компетентным органом отказано в предоставлении жилого помещения либо на него выдан ордер другому лицу, в том числе и проживающему в этой же квартире нанимателю (ст. 46).
Например, Правительством Москвы в соответствии с Законом г. Москвы от 13 ноября 1996 г. создается городская жилищная комиссия, действующая на постоянной основе как специальный орган досудебного рассмотрения споров по вопросам сохранности и эксплуатации жилищного фонда. Материалы комиссии направляются на рассмотрение административных комиссий в городе, которые осуществляют разбирательство по жилищным вопросам в соответствии с законодательством.
Основными органами, осуществляющими разрешение жилищных споров, являются суды общей юрисдикции, если одной из сторон участников спора является гражданин. Судами Российской Федерации рассматривается значительное количество исковых заявлений о защите жилищных прав и охраняемых законом интересов граждан, а также нрав организаций. Право на судебную защиту жилищных прав граждан опирается на принципиальные положения Конституции РФ (ст. 46 и др.), согласно которым каждому (в том числе каждому гражданину — собственнику жилья, нанимателю, членам их семей) гарантируется судебная защита прав и свобод. Исходя их этих конституционных положений, суды призваны обеспечить надлежащую защиту прав и свобод человека и гражданина путем своевременного и правильного рассмотрения дела.
Жалобы на действия и решение органов исполнительной власти, других государственных органов и должностных лиц заинтересованными гражданами могут быть поданы в суд в соответствии с Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993.
В суд могут быть обжалованы как единоличные, так и коллегиальные действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных организаций, объединений и должностных лиц, в результате которых:
— нарушены права и свободы гражданина;
— созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
—на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности (ст. 2 Закона).
Наконец, следует отметить, что существует категория жилищных споров, сторонами которых являются государственные, кооперативные и другие общественные предприятия, учреждения и организации, разрешаются арбитражными судами. Так арбитражными судами разрешаются споры, возникающие в связи с передачей застройщиками органам местного самоуправления и другим организациям части жилой площади во вновь построенных домах, распределением жилой площади в домах, построенных за счет средств, переданных в порядке долевого участия.



03 мая 2009.   Комментарии: Комментарии к записи Подведомственность и подсудность дел отключены.    Размещено в Рассмотрение дел, вытекающих из жилищных правоотношений

Комментирование закрыто.



Рубрики

Страницы