Правовое регулирование деятельности третейских судов

Одним из важнейших источников общепризнанных на международном уровне норм, которые должны обеспечивать соблюдение государством фундаментальных прав и свобод личности, в том числе и в сфере отправления правосудия, является Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 апреля 1950 года. Ст.6 Конвенции гласит: «Каждый человек имеет право при определении его гражданских прав и обязанностей…на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона».
Кроме того, положения, связанные с признанием арбитражных соглашений, вытекают из международных договоров, в которых участвует Российская Федерация. Это, в частности, Конвенция ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений и Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже.
Часть 1 ст.45 Конституции РФ устанавливает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В соответствии с п.3 ст.3 Гражданского процессуального кодекса РФ, по соглашению сторон подведомственный суду спор, возникающий из гражданских правоотношений, до принятия судом первой инстанции судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение гражданского дела по существу, может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда.
Некоторые положения о третейском суде содержатся и в Арбитражном процессуальном кодексе РФ. Например, ст.30 АПК РФ регулирует обращение в государственный суд с заявлением об отмене решения третейского суда.
Гражданский кодекс РФ называет третейский суд среди органов, осуществляющих защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав (ст.11).
На территории Российской Федерации действуют два законодательных акта федерального уровня, регулирующие процессуальные вопросы третейского разбирательства: ФЗ «О третейских судах в РФ» (далее – Закон о третейских судах) и Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже». При этом первый из них нельзя рассматривать в качестве акта общего характера, а второй – в качестве специального акта, поскольку в силу п.3 ст.1 Закона о третейских судах он не распространяется на международный коммерческий арбитраж.
К правовым источникам деятельности третейских судов можно отнести ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», который устанавливает, что дело о банкротстве не может быть передано на рассмотрение в третейский суд.
Статья 31 Патентного закона Российской Федерации предусматривает возможность рассмотрения конфликтных ситуаций как в арбитражных судах и судах общей юрисдикции, так и в третейских патентных судах. Основной задачей третейского патентного суда является защита нарушенных или оспариваемых законных прав и интересов патентообладателей, изобретателей и рационализаторов, предприятий, использующих в производстве объекты промышленной собственности.
Дополнительным правовым основанием для образования и деятельности третейских судов в рамках саморегулируемых организаций фондового рынка являются правовые предписания ФЗ «О рынке ценных бумаг». Согласно ст.50 указанного закона правила и положения саморегулируемых организаций должны содержать требования о защите прав клиентов, включая порядок рассмотрения претензий и жалоб клиентов – членов саморегулируемой организации, а также правила о порядке разрешения споров, возникающих между членами организаций при совершении операций с ценными бумагами и расчетов по ним, включая денежные.
Но основная тяжесть по правовому регулированию третейского разбирательства возлагается на регламенты, принятые организацией, создавшей постоянно действующий третейский суд. В качестве примера можно привести Положение о Третейском суде Ассоциации российских банков и Регламент Третейского суда Ассоциации российских банков, утвержденные Президиумом Ассоциации российских банков 30 апреля 1993 года.

Рубрики

Страницы