Warning: Declaration of Walker_Comment2::start_lvl(&$output, $depth, $args) should be compatible with Walker::start_lvl(&$output, $depth = 0, $args = Array) in /home/motleru1/spb5.ru/wp-content/themes/Interface/functions.php on line 218

Warning: Declaration of Walker_Comment2::end_lvl(&$output, $depth, $args) should be compatible with Walker::end_lvl(&$output, $depth = 0, $args = Array) in /home/motleru1/spb5.ru/wp-content/themes/Interface/functions.php on line 218

Warning: Declaration of Walker_Comment2::start_el(&$output, $comment, $depth, $args) should be compatible with Walker::start_el(&$output, $data_object, $depth = 0, $args = Array, $current_object_id = 0) in /home/motleru1/spb5.ru/wp-content/themes/Interface/functions.php on line 218

Warning: Declaration of Walker_Comment2::end_el(&$output, $comment, $depth, $args) should be compatible with Walker::end_el(&$output, $data_object, $depth = 0, $args = Array) in /home/motleru1/spb5.ru/wp-content/themes/Interface/functions.php on line 218
Религиозные догмы как источник права | Гражданский процесс: авторские статьи |  Гражданский процесс: авторские статьи

Религиозные догмы как источник права

Источником права в отдельных странах выступают и своды религиозных правил, юридическая сила которых может превосходить силу официальных документов, издаваемых государственными органами. Во всех рабовладельческих феодальных государствах роль религии была велика, она оказывала существенное влияние на право той или иной страны. В настоящее время в этом аспекте говорится прежде всего о шариате - своде норм мусульманского права.

Основным источником мусульманского права являлся шариат («праведный путь») - совокупность обычаев и законов, где правовые нормы и религиозные догмы сливались воедино.

Главным источником в шариате признавался Коран - священная книга мусульман, которая по преданию была написана Мухаммедом - основателем религии и Арабского халифата. Дополнением к Корану служили сборники судебных решений Мухаммеда (сунна) и толкования авторитетных мусульманских юристов (фатва). К этой группе источников мусульманского права относились предания (хадисы), заключения и решения собраний законоведов. В том случае, если для решения данного дела отсутствовали ясные указания в вышеуказанных источниках, то применяли нормы обычаев (адат). Каждый акт верховной власти (канун) не должен был противоречить шариату и являлся обязательным для мусульман. Его неисполнение квалифицировалось как одновременно государственное и религиозное преступление. Правоспособность мусульман была шире правоспособности иноверцев. Последние ограничивались: в избрании места жительства, профессии, в передвижении.

Нормы гражданского права шариата охраняли имущественные интересы собственника и законного владельца вещи. По мусульманскому праву собственность имеет три признака: 1) исключительность во владении вещью, поскольку единственным ее владельцем является собственник; 2) абсолютность в распоряжении собственностью, состоящей в неограниченном праве пользования вещью; 3) постоянство права собственности. Поэтому в мусульманском праве не существовало права давности на собственность.

Различались следующие способы приобретения собственности: 1) в качестве военной добычи; 2) посредством гражданской сделки; 3) получение по наследству; 4) пожалование верховной власти.

В Мекке и ее окрестностях, где находились святыни мусульманской религии (земля Хадидж), под страхом смертной казни не разрешалось появляться иноверцам, запрещалось уничтожать животных и растения.

По шариату существовали религиозные обязательства, а также обязательства из договоров и причинения вреда. Религиозные обязательства (обеты) носили односторонний характер и содержали заявления о совершении или несовершении каких-либо действий. К ним относились: обещание пожертвовать свое имущество на какие-либо благотворительные цели, отпуск на волю раба и т.п. Неисполнившие это обязательство должны принести искупительную жертву (накормление десяти бедных, трехдневный пост и т.п. ). Кроме того, судья может принудить этих лиц к выполнению обета.

Согласно шариату за всяким договором, целью которого является передача права собственности, обязательно должна следовать фактическая передача вещи.

Договоры считались недействительными в тех случаях, когда отсутствовало добровольное согласие сторон, в частности, когда договоры были заключены вследствие обмана, по ошибке и по принуждению. По учению ислама являлось греховным и воспрещалось взимание процентов, ростовщичество, спекуляция. При размене денег не допускалось получение прибыли. Практиковалась выдача денежных знаков под будущий урожай или под обязательство выполнить какую-нибудь работу. По шариату предусматривался договор о переводе долга в тех случаях, когда должник уплачивал свой долг посредством претензии, которую он имеет к третьему лицу (вроде переводного векселя).

Широкое распространение в Арабском халифате получили договоры о союзах, основанных на объединении капитала и труда, на взаимном доверии. Например, договор о товариществе между купцами и обслуживающим их персоналом в караванной торговле. Договор о религиозном союзе заключали между собой мужчины и, называя себя братьями по вере, обязывались помогать друг другу в борьбе за ислам.

В шариате отсутствовали процессуальные нормы, обязательные для судьи. Он не был связан в оценке доказательств и мог прекратить дело на любой стадии его рассмотрения. Свобода усмотрения, в том числе и в выборе наказаний, делала суд удобным орудием в руках богатых против бедняков.



07 ноября 2010.   Комментарии: 0.    Размещено в Теория государства и права

Оставить комментарий или два

Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.



Рубрики

Страницы