Иностранцы, бипатриды, апатриды как субъекты права

Иностранные граждане, лица с двойным гражданством и лица без гражданства могут быть субъектами трудовых, гражданских, процессуальных и иных правоотношений, но они не имеют избирательных прав, на них не распространяется воинская обязанность, некоторые статьи Уголовного кодекса (например, об измене Родине) и т. д. В остальном им гарантированы все гражданские права. Они несут также соответствующие обязанности. Закон о правовом положении иностранцев различает постоянно и временно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан.

В соответствии с международно-правовыми актами государства в своей законодательной и правоприменительной практике должны соблюдать права и свободы граждан. Такой подход следует распространять на все категории лиц, которые находятся в пределах юрисдикции данной конкретной страны. Каково же положение иностранных физических лиц в России?

Конституция РФ гарантирует соблюдение прав и свобод личности согласно нормам международного права (ч.1 ст. 17); закрепляет принцип национального режима, а именно: иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором (ч.3 ст. 62); конкретизирует реализацию приведенных предписаний (ст. 18).

Закон о гражданстве РФ от 28 ноября 1991 г. содержит такие дефиниции, относящиеся к рассматриваемой области: «Иностранный гражданин - лицо, обладающее гражданством иностранного государства и не имеющее гражданства Российской Федерации»; «лицо без гражданства - лицо, не принадлежащее к гражданству Российской Федерации и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства» (ст. 11). Существует такой подход к разграничению различных категорий иностранных участников внешнеторговой деятельности, являющихся физическими лицами: это - «иностранные граждане, гражданская правоспособность и дееспособность которых определяется по праву иностранного государства, гражданами которого они являются, и лица без гражданства, гражданская дееспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства».

Хотя действующее право Российской Федерации, как было отмечено ранее, в целом исходит из основополагающего принципа национального режима, вопрос о дифференциации между отечественными (национальными) гражданами РФ и иностранными гражданами и лицами без гражданства имеет, тем не менее, немалое практическое значение, прежде всего ввиду допускаемых законодательством отдельных исключений. Статья 2 ГК РФ, однозначно распространяющая действие правил, установленных гражданским законодательством, на отношения с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными актами, а также вышеупомянутая ст. 62 Конституции РФ в наиболее общей форме не только формулируют этот принцип, но и устанавливают механизм его действия в случаях необходимых изъятий, которые могут вводиться либо федеральным законом, либо международным договором.

Таким образом, реальное содержание правоспособности и дееспособности иностранных физических лиц на территории Российской Федерации должно быть показано с помощью констатации тех правомочий, которыми могут располагать отдельные индивиды-иностранцы, с одной стороны, и их ограничений - с другой. Этот вопрос имеет и более общий аспект, так как правовое положение лица в данном государстве в принципе определяется объемами его правоспособности и дееспособности. Важнейшими их составляющими, в частности, выступает гражданская и гражданско-процессуальная правоспособность и дееспособность.

В этом отношении ключевой является ст. 160 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г., введенных в действие на территории РФ с 3 августа 1992 г. и продолжающих действовать ныне, вплоть до принятия 3-й части ГК РФ, которая устанавливает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются на территории России гражданской правоспособностью наравне с отечественными гражданами. Следовательно, иностранцы могут иметь на территории России тот же объем имущественных, связанных с ними личных неимущественных прав и корреспондирующих им обязанностей, основанных на равенстве, автономии воли и самостоятельности участвующих в гражданском обороте субъектов, что и граждане РФ.

Осуществление соответствующих прав физическими лицами - иностранцами обеспечивается адекватной процессуальной правоспособностью, т.е. способностью быть стороной в процессе, направленном на судебную защиту нарушенных или оспариваемых прав. Данный аспект правого положения индивидов-иностранцев на территории РФ в полном соответствии с конституционными предписаниями урегулирован преимущественно в ст. ст. 433-438 ГПК РСФСР и ст. ст. 22, 210-215 АПК РФ. Особо здесь необходимо подчеркнуть то обстоятельство, вытекающее из указанных и иных действующих правоположений, что данная категория лиц вправе подавать заявления о признании недействительными актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые должны приниматься и рассматриваться судами в общем порядке и, кроме того, предъявлять требования о возмещении убытков, причиненных действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления или их должностных лиц либо в результате издания неправомерного акта.

Суды Российской Федерации также принимают иски иностранных физических лиц о признании недействительными актов, изданных органами управления юридических лиц, участниками которых являются указанные физические лица, если они не соответствуют закону и иным нормативным правовым актам и нарушают права и охраняемые законом интересы таких лиц (например, решения собраний акционеров, правления и иных органов юридического лица - акционерного общества, нарушающие права акционеров, предусмотренные законодательством).

Иллюстрируя соответствующие положения, следует указать на наиболее характерные виды подобных личных имущественных и личных неимущественных прав: право владеть движимым и недвижимым имуществом, пользования землей и недрами на условиях, определенных российским законодательством; право заключения договоров, как с российскими, так и с физическими и юридическими лицами третьих государств, а также исполнения на территории РФ совершенных за границей и в России сделок; право входить в объединения лиц, учрежденные на территории РФ, и беспрепятственно выходить из них на основе соблюдения требований соответствующего нормативного регулирования; право приобретать и отчуждать имущество и имущественные права, осуществлять платежи и вести расчеты с учетом действующего валютного и иного регулирования с российскими и зарубежными партнерами; подавать заявки и получать охранные документы на открытия, изобретения, товарные знаки, промышленные образцы и другие виды объектов интеллектуальной собственности на основе соответствующих актов законодательства Российской Федерации и заключенных ею международных договоров и пр. Говоря вообще, рассматриваемая категория лиц в принципе обладает правом осуществлять любую хозяйственную и иную деятельность, не запрещенную в РФ, при условии соблюдения действующего регулирования, а также дискреционного распоряжения прибылью, полученной в результате такой деятельности.

Безусловно, некий абстрагированный от индивидуальных особенностей каждого вида подход к освещению правового положения в РФ неоднородной во многих отношениях категории иностранных физических лиц не может быть признан плодотворным во всех смыслах. Необходимо осознавать, что в реальной жизни конкретные параметры статуса лица, в сущности, зависят от того, к какой группе лиц оно относится. И здесь имеется несколько различных критериев. Например, в зависимости от времени пребывания на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства применительно, в частности, к валютному регулированию, налогообложению и другие делятся на «резидентов» и «нерезидентов». Вместе с тем важное значение имеют цели пребывания лица в РФ, характер деятельности, род занятий и прочее. Хотя описанный выше объем гражданской и гражданско-процессуальной правоспособности и дееспособности индивидуума, относящегося к категории иностранных физических лиц, не колеблется в целом, однако с учетом его специфической деятельности в РФ в качестве, допустим, инвестора, концессионера, обладателя лицензии в области рыбного хозяйства, морского промысла, поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов на отдельных участках государственной территории Российской Федерации и таковых, подпадающих под ее исключительную юрисдикцию и т.д. , в нем необходимо проявляются соответствующие особенности.

В то же время следует отметить, что ограничения правоспособности и дееспособности иностранных граждан и лиц без гражданства иногда бывают необоснованными.

В современной России есть и иные ограничения прав иностранных граждан. Так, иностранный гражданин не вправе учреждать газету. Определенные ограничения установлены и для лиц без гражданства.

Правовое положение иностранцев на территории Российской Федерации характеризуется рядом моментов. Наиболее значимы для иностранных лиц вопросы налогового статуса. Основной вид налога применительно к физическим лицам - подоходный. Уплата подоходного налога в РФ иностранными физическими лицами основана на принципе постоянного или преимущественного местожительства - резидентства.

Для лиц - нерезидентов принцип резидентства сочетается с принципом территориальности, на котором основано взыскание налогов и на имущество. Это выражается в том, что лица - нерезиденты уплачивают налог только на доходы, полученные из источников на территории Российской Федерации, или на имущество, находящееся на территории РФ. Различие между резидентами и нерезидентами проявляется, как видно, в том, что первая категория несет полную налоговую ответственность, а вторая ограниченную. В заключение необходимо подчеркнуть, что, как и в других рассматриваемых областях, в сфере налогообложения иностранных граждан, соответственно, выступают международные договоры, точнее их особая разновидность - межправительственные соглашения об устранении двойного налогообложения, главная цель которых - не допустить необоснованного двойного налогового бремени конкретного лица. На сегодня для РФ являются действующими более сорока подобного рода соглашений.

Правовое положение лиц без гражданства близко к положению иностранных граждан. Лицо с двойным гражданством в России не может балатироваться на пост президента.



18 марта 2011.   Комментарии: 0.    Размещено в Теория государства и права

Оставить комментарий или два

Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.

Рубрики

Страницы